ШАГ 9 классы 2021/2022 учебный год

17.03.2022

«ШАГ» – «Школа Активного Гражданина» – для учащихся 9 классов учреждений общего среднего образования в марте 2022 года

Дата проведения 17.03.2022

Тема: «Формы и методы борьбы подпольщиков»

ШАГ 1 «МЫ УЗНАЁМ»

В рамках ШАГа 1 перед учащимися выступила учитель истории Шестак О.А. которая рассказала: борьба с захватчиками на оккупированной территории, развертывание народной борьбы против германских оккупантов.

 

ШАГ 2 «МЫ РАЗМЫШЛЯЕМ»

Ребята обсудили информацию, полученную в Шаге 1, размышляли над вопросами: Какое значение имела подпольная борьба на оккупированной территории БССР для разгрома немецко-фашистских захватчиков? Имена каких партизан и подпольщиков носят улицы нашего населенного пункта?

 

Шаг 3 «Мы действуем»

В ходе реализации ШАГА 3 были подведены итоги встречи. Учащиеся отметили, что Подпольная борьба приобрела широкий размах в период оккупации территории Беларуси немецко-фашистскими войсками.

В ходе подведения итогов было предложено учащимся составить короткое сообщение об одном из героев подполья, используя дополнительную литературу.

свернуть

03.03.2022

«ШАГ» – «Школа Активного Гражданина» – для учащихся 9 классов учреждений общего среднего образования в марте 2022 года

Дата проведения 03.03.2022

Тема: «Боевая, диверсионная и агитационно-пропагандистская деятельность партизан»

ШАГ 1 «МЫ УЗНАЁМ»

В рамках ШАГа 1 перед учащимися выступила учитель истории Шестак Ольга Адамовна которая рассказала: «Борьба с захватчиками на оккупированной территории», «Развертывание народной борьбы против германских оккупантов».

ШАГ 2 «МЫ РАЗМЫШЛЯЕМ»

Ребята обсудили информацию, полученную в Шаге 1, размышляли над вопросами: Как вы считаете, какое значение имела борьба партизан и подпольщиков для разгрома немецко-фашистских захватчиков? Как вы считаете, почему партизаны и подпольщики уделяли большое внимание агитационно-пропагандистской работе?

 

Шаг 3 «Мы действуем»

В ходе реализации ШАГА 3 было предложено учащимся самостоятельно подвести итоги, предложили учащимся составить короткое сообщение об одном из них, используя дополнительную литературу, материалы интернет-проекта «Партизаны Беларуси».

свернуть

17.02.2022

«ШАГ» – «Школа Активного Гражданина» – для учащихся 9 классов учреждений общего среднего образования в феврале 2022 года

Дата проведения 17.02.2022

Тема: «Подпольная борьба»

ШАГ 1 «МЫ УЗНАЁМ»

В рамках ШАГа 1 перед учащимися выступила учащаяся 9 «В» класса Шульгина Полина, которая рассказала: «Борьба с захватчиками на оккупированной территории», «Развертывание народной борьбы против германских оккупантов»).

 

ШАГ 2 «МЫ РАЗМЫШЛЯЕМ»

Кто руководил подпольным движением на оккупированной территории Беларуси? Каким образом осуществлялась координация деятельности подпольщиков? Какие факторы, на ваш взгляд, содействовали развитию подпольного движения на оккупированной территории СССР? Как вы думаете, почему, несмотря на массовые расстрелы, антифашистская борьба продолжалась?\

 

Шаг 3 «Мы действуем»

В ходе реализации ШАГА 3 были подведены итоги, было предложено учащимся узнать, какие улицы города Бреста, в котором они проживают, названы именами партизан и подпольщиков.

 

 

свернуть

03.02.2022

03.02.2022 состоялся "ШАГ" для учащихся 9 класса

  по теме: «Антифашистское сопротивление на оккупированных территориях»

   Участники: учащиеся 9 класса

         Шаг 1 «Мы узнаем»

В рамках ШАГа 1 учитель истории и обществоведения Шестак Ольга Адамовна актуализировала знания учащихся о движении Сопротивления на оккупированных территориях, о становлении и развитии партизанского движения, о первых партизанских отрядах на территории Беларуси, а также познакомила с блоками «Движение Сопротивления» и «Партизанское движение». Учащаяся 9 класса Наумик Екатерина рассказала истории подвигов школьников, за которые они получили звания Героев Советского Союза.

Шаг 2 «Мы размышляем»

В рамках ШАГа 2 ребята обсуждали информацию, полученную в ШАГе1. Учащиеся пришли к выводу, что общей целью движения Сопротивления было освобождение от фашистской оккупации, восстановление национальной независимости и послевоенное государственное устройство на основах демократии. Силы движения Сопротивления использовали различные формы и методы борьбы: антифашистскую пропаганду и агитацию, помощь преследуемым захватчиками лицам, разведывательную деятельность в пользу союзников по антигитлеровской коалиции, забастовки, саботаж, диверсии, массовые выступления и демонстрации, партизанское движение, вооружённые восстания, перераставшие в ряде стран в национально-освободительную войну. Движение Сопротивления внесло большой  вклад в общее дело борьбы с угрозой порабощения. Движение Сопротивления носило интернациональный характер. В его рядах сражались люди разных национальностей. В странах Европы активную борьбу против фашизма вели тысячи советских людей, бежавших из плена, концлагерей, мест принудительной работы. 

ШАГ 3 «Мы действуем»

В ходе реализации ШАГа 3 «Мы подводим итоги» были подведены итоги встречи. Учащиеся пришли к выводу, что участники партизанского движения и движения Сопротивления внесли огромный вклад в общую победу над врагом. Ребята отметили, что вне зависимости от возраста, национальности и вероисповедания люди готовы были жертвовать своими жизнями во имя общей победы. Этот подвиг нельзя забыть. Учащиеся решили начать работу по сбору информации о партизанских отрядах, действовавших на территории Брестского района в годы Второй мировой войны.

свернуть

20.01.2021

20.01.2022 состоялся "ШАГ" для учащихся 9 класса

  по теме «Политика геноцида, грабежа и насилия»

   Участники: учащиеся 9 класса

         Шаг 1 «Мы узнаем»

В рамках ШАГа 1 учитель истории и обществоведения Шестак Ольга Адамовна актуализировала знания учащихся о политике геноцида в отношении населения Беларуси, пройденные на уроках истории Беларуси. С первым блоком «Политика геноцида: концентрационные лагеря, гетто карательные операции, депортация населения на принудительные работы в Германию» учащихся познакомили Андриюк Арина и Артемук Анастасия. Шевчук Дмитрий познакомил учащихся с третьим и четвертым блоками «Экономическая политика германских оккупационных властей» и «Пропагандистская, культурно-просветительская, национальная и религиозная политика оккупантов».

Шаг 2 «Мы размышляем»

В рамках ШАГа 2 ребята обсуждали информацию, полученную в ШАГе1. Учащиеся отметили, что Беларусь во время Великой Отечественной войны полностью оказалась под оккупацией, и это позволило немецкому командованию проводить здесь свою политику. На территории Беларуси создавались концентрационные лагеря (260), создавались айнзацгруппы, которые занимались массовым уничтожением людей. Учащиеся сделали вывод, то несмотря на активные попытки немецких властей проводить новую экономическую, культурную и религиозную политику, местное население активно сопротивлялось и всеми мерами боролось с оккупационными властями.

В ходе реализации ШАГа 3 «Мы подводим итоги» были подведены итоги встречи. Учащиеся отметили, что население захваченных стран Европы и Советского Союза не поддерживало политические и военно-экономические планы оккупантов.

Наоборот, с каждым днем росло и распространялось антифашистское сопротивление, причем не только в оккупированных странах, но и в странах – союзницах нацистской Германии.

 

свернуть

16.12.2021

ШАГ 1

«ШАГ» – «Школа Активного Гражданина» – для учащихся 8-11 классов учреждений общего среднего образования в сентябре 2021 года

Дата проведения 16.12.2021

Тема: «Германский оккупационный режим»

ШАГ 1 «МЫ УЗНАЁМ»

В рамках ШАГа 1 перед учащимися выступила учащаяся 9 «В» класса Андреюк Арина которая рассказал: «Новый порядок» оккупантов», «Административно-территориальное деление оккупированной территории БССР», «Оккупационный аппарат управления», «Коллаборационизм».

ШАГ 2 «МЫ РАЗМЫШЛЯЕМ»

Ребята обсудили информацию, полученную в Шаге 1, размышляли над вопросами: Какими могли быть последствия такой политики оккупантов для белорусского народа?, Что означало для Беларуси административно-территориальное деление, установленное германскими оккупантами?, Каковы были цели созданных оккупантами органов управления?, Как вы думаете, почему германские власти были вынуждены искать поддержку среди местного населения?, Какие коллаборационистские организации были созданы на оккупированной территории Беларуси?, Какие задачи выполняли коллаборационистские организации в Беларуси?.

Шаг 3 «Мы действуем»

В ходе реализации ШАГА 3 были подведены итоги встречи. Учащиеся отметили, что на оккупированной территории Беларуси немецко-фашистские захватчики установили «новый порядок», направленный на ликвидацию советского государственного строя и советских общественных организаций, грабеж и массовое уничтожение населения, разграбление материального достояния и природных ресурсов республики; установление и  поддержку государственного строя агрессоров.

 Неудачи германской армии на фронте, активная борьба партизан и подпольщиков в тылу оккупантов вынуждала германские власти искать поддержку среди местного населения. Из числа местных жителей создавались органы и организации, которые сотрудничали с врагом в его интересах и в ущерб своему государству (коллаборационисты). Вместе с тем министр восточных областей А. Розенберг отмечал, что в Беларуси отсутствуют значительные силы, поддерживающие германский режим.

свернуть

02.12.2021

ШАГ 1

«ШАГ» – «Школа Активного Гражданина» – для учащихся 8-11 классов учреждений общего среднего образования в сентябре 2021 года

Дата проведения 02.12.2021

Тема: «Коренной перелом в Великой Отечественной войне»

ШАГ 1 «МЫ УЗНАЁМ»

В рамках ШАГа 1 перед учащимися выступила учащаяся 9 «В» класса Демедюк Алеся, которая ознакомила учащихся с информационным блоком «От Москвы до Сталинграда», где рассказала о тактиках ведения войны как со стороны советского руководства, так и со стороны Германии. Акцентировала внимание на операции «Эдельвейс», отметила важность победы в Сталинградской битве.: Также ознакомила ребят с блоками: «Проблема открытия Второго фронта», «Тегеранская конференция».

ШАГ 2 «МЫ РАЗМЫШЛЯЕМ»

Ребята обсудили информацию, полученную в Шаге 1. Учащиеся пришли к выводу, что победа в Сталинградской битве показала возросшие возможности Красной Армии и советского военного искусства.  Победа под Сталинградом явилась результатом несгибаемой стойкости, мужества и массового героизма советских войск, а успешное проведение крупной контрнаступательной операции означало, что стратегическая инициатива перешла  к советским войскам. Учащиеся отметили, что несмотря на ряд договоренностей между странами Запада и СССР регулярно откладывалось открытие Второго фронта в Европа, и только Сталинградская битва и последовавшая за ней Тегеранская конференция окончательно решили вопрос с открытием Второго фронта в Европе.

Шаг 3 «Мы действуем»

В ходе реализации ШАГА 3 были подведены итоги встречи. Учащиеся отметили, что с самого начала войны Советский Союз постоянно добивался открытия в Западной Европе второго фронта. Это было важнейшей задачей среди политических и стратегических задач, стоявших перед участниками антигитлеровской коалиции в их борьбе против фашистского блока. Еще в мае 1942 г. была достигнута договоренность об открытии в Западной Европе второго фронта. Ее реализация позволила бы значительно ускорить разгром фашистского блока и уменьшить потери Советского Союза. Тем не менее в 1943 году Советский Союз по-прежнему продолжал нести основную тяжесть борьбы с нацистской Германией и ее сателлитами.

свернуть

18.11.2021

«ШАГ»- «Школа Активного гражданина»

История Великой Отечественной войны

ГУО «Средняя школа д.Тельмы-1»

Брестского района 18.11.2021

Тема: «Крах «молниеносной войны»

 

  Учащиеся 9 класса

 

Шаг 1 «Мы узнаем»

В рамках ШАГа 5 учитель истории и обществоведения Шестак Ольга Адамовна познакомила ребят с содержанием информационных блоков: «Захват Беларуси германским вермахтом»; «Смоленская битва (10 июля – 10 сентября 1941 г.)»; «Бои на Ленинградском направлении и на Украине»; «Московская битва»; «Вступление в войну США. Создание антигитлеровской коалиции». Учащиеся 9 класса Андреюк Арина и Колчук Дмитрий рассказали ребятам об важных этапах краха Молниеносной Войны.

Шаг 2 «Мы размышляем»

В рамках ШАГа 2 ребята обсуждали информацию, полученную в ШАГе1. Учащиеся пришли к выводу, что Молниеносная война дала крах после Смоленской битвы, в результате 30 июня германские войска были вынуждены перейти к обороне на Московском направлении.

В  рамках  ШАГа 2 ребята обсуждали информацию, полученную в ШАГе1. Учащиеся пришли к выводу, что ожесточенные бои в районе Смоленска, нарастающие контрудары советских соединений сорвали расчеты противника. Самая сильная группировка немецких войск — группа армий «Центр» вынуждена была перейти к обороне и отложить на два месяца наступление на московском направлении. Смоленское сражение задержало врага, но этот успех Красная Армия оплатила большой кровью. Общие людские потери советских войск в этих боях составили почти 760 тыс. человек

Учащиеся отметили, какое важное место в истории занимает героическая оборона Киева, которая сыграла огромную роль в ходе всей войны — она отвлекла крупные силы группы армий «Центр» на юг, что нарушило общий стратегический план немецко-фашистского командования молниеносной войны против СССР, задержав на 2 месяца наступление на главном — московском направлении. Именно это промедление и позволило советскому командованию подготовиться к обороне столицы. Среди главных причин победы под Москвой учащиеся назвали следующие: стойкость и мужество, патриотизм советских людей; возросло полководческого искусства командующих фронтами, армиями (Жукова, Конева, Тимошенко, Рокоссовского и др.); падение Морального духа немецкой армии; неготовность немецкой армии к военным действиям зимой.

Учащиеся высказали мнение, что создание антигитлеровской коалиции имело важное значение, ведь ее создание опрокинуло расчеты фашистов на изоляцию своих противников и разгром их поодиночке. Достигнутые в годы второй мировой войны соглашения и договоренности послужили и служат фундаментом послевоенного мирного устройства в Европе, их притворение в жизнь.

Шаг 3 «Мы подводим итоги»

В ходе реализации ШАГа 3 «Мы подводим итоги» были подведены итоги встречи. Учащиеся отметили, что первые полгода Великой Отечественной войны были не просто временем испытания мужества народов Советского Союза и его армии. Они имели очень важное значение для дальнейших военных действий.

Эти полгода стали началом поражения гитлеровского вермахта. Стратегия «молниеносной войны», которая оправдала себя в войне на Западе, в СССР потерпела крах.

свернуть

21.10.2021

«ШАГ»- «Школа Активного гражданина»

истории Великой Отечественной войны

ГУО «Средняя школа д.Тельмы-1»

Брестского района 21.10.2021

Тема: «Начало Великой Отечественной войны»  

  Учащиеся 9 класса

 

Шаг 1 «Мы узнаем»

В рамках ШАГа 4 учитель истории и обществоведения Шестак Ольга Адамовна познакомила ребят с содержанием информационных блоков: «Цели нацистской Германии в войне против Советского Союза»; «План “Барбаросса”»; «Нападение Германии на СССР. Приграничные бои»; «Деятельность советского руководства по организации обороны страны: мобилизация, народное ополчение, эвакуация». Учащиеся 9 класса Дегтярева Ольга и Онуфриюк Захар рассказали ребятам о важных этапах начала Великой Отечественной воны

Шаг 2 «Мы размышляем»

В рамках ШАГа 2 ребята обсуждали информацию, полученную в ШАГе1. Учащиеся пришли к выводу, что Советский Союз не был готов к началу войны, в результате чего было потерянно огромное количество солдат.

Шаг 3 «Мы подводим итоги»

В ходе реализации ШАГа 3 «Мы подводим итоги» были подведены итоги встречи. Учащиеся отметили, что германское руководство планировало «молниеносную войну», рассчитывало до 1 октября 1941 г. завершить военную операцию против СССР. Однако благодаря подвигу советских пограничников, Красной Армии, народного ополчения планы гитлеровцев были сорваны.

свернуть

07.10.2021

«ШАГ»- «Школа Активного гражданина»

истории Великой Отечественной войны

ГУО «Средняя школа д.Тельмы-1»

Брестского района 07.10.2021

Тема: «СССР и Беларусь накануне Великой Отечественной войны»

  

  Учащиеся 9 класса

 

Шаг 1 «Мы узнаем»

В рамках ШАГа 1 учитель истории и обществоведения Шестак Ольга Адамовна познакомила ребят с содержанием информационных блоков: «Мероприятия по укреплению обороноспособности страны»;

«Военно-патриотическая и оборонительно-массовая работа»;

«Вооруженные силы СССР»;

«Соотношение вооруженных сил Германии и СССР. Западный Особый военный округ».

Учащиеся 9 класса Андреюк Арина и Блищ Иван рассказали ребятам о важном направлении в деятельности государственных и общественных органов по укреплению обороноспособности страны.

Шаг 2 «Мы размышляем»

В рамках ШАГа 2 ребята обсуждали информацию, полученную в ШАГе 1. Учащиеся пришли к выводу, что в стране ускоренными темпами развивалась оборонная промышленность. Были разработаны новые виды вооружений и боевой техники. Проводились:

  1. мероприятия руководства Советского Союза по укреплению обороноспособности страны.
  2. военно-патриотическая и оборонно-массовая работа в Советском Союзе.
  • укрепление Вооруженных Сил СССР.
  1. состояние вооруженных сил Западного Особого военного округа накануне войны.

 

Шаг 3 «Мы подводим итоги»

В ходе реализации ШАГа 3 «Мы подводим итоги» были подведены итоги встречи. Учащиеся отметили, что к июню 1941 г. Советский Союз имел 303 дивизии (198 стрелковых, 13 кавалерийских, 31 моторизованную и 61 танковую) и 22 бригады общей численностью более 5,2 млн человек. В западных военных округах находилось 166 дивизий и 9 бригад, насчитывавших 2,9 млн человек.

Среди военных округов Красной Армии выделялся Западный Особый военный округ (ЗапОВО).

Главная задача округа заключалась в обеспечении прикрытия западного направления от южной границы Литвы до северной границы Украины

Войсками ЗапОВО командовал генерал армии Д. Г. Павлов. В ЗапОВО насчитывалось более 673 тыс. бойцов и командиров. На вооружении имелось 13 125 орудий и минометов, 2900 танков, в том числе 483 KB и Т-34, а также 1832 самолета, из которых 424 были новых типов. Личный состав некоторых воинских частей ЗапОВО насчитывал 37—71 % от обычного штата военного округа того времени, обеспеченность тыловых служб транспортом составляла 40—45 %.

свернуть

16.09.2021

«ШАГ»- «Школа Активного гражданина»

История Великой Отечественной войны

ГУО «Средняя школа д. Тельмы-1»

Брестского района 16.09.2021

Тема: «Нападение Германии на Польшу Начало Второй мировой войны»

 

Шаг 1 «Мы узнаем»

В рамках ШАГа 1 руководитель по военно-патриотическому воспитанию Ярошук А.М. познакомил ребят с содержанием информационных блоков: «Поход советских войск в Западную Беларусь»; «Воссоединение Беларуси. Социально-экономические и политические преобразования в западных областях БССР». С блоком «Нападение Германии на Польшу. Начало Второй мировой войны» ребят познакомил учащийся 9 класса Кулага Давид.

Шаг 2 «Мы размышляем»

В рамках ШАГа «Мы размышляем» учащиеся обсуждали операцию «Гиммлер». Учащиеся пришли к выводу, что Гитлер не сомневался в своей победе, но хотел, чтобы оправданием его нападения на Польшу служила явная провокация с польской стороны. К сожалению, довольно примитивная операция, послужила поводом для начала Второй мировой войны.

 Ребята рассуждали о том, каково историческое значение воссоединения Беларуси, с какими событиями в истории белорусского народа оно связано, какие перемены произошли в общественной и культурной жизни белорусского народа на присоединенных территориях.

Шаг 3 «Мы подводим итоги»

В ходе реализации ШАГа 3 «Мы подводим итоги» были подведены итоги встречи. Учащиеся отметили, что единство белорусского позволило Беларуси выстоять в годы Великой Отечественной войны, занять почетное место в международном сообществе, стать одним из соучредителей Организации Объединенных Наций.

свернуть

02.09.2021

«ШАГ»- «Школа Активного гражданина»

История Великой Отечественной войны

ГУО «Средняя школа д.Тельмы-1»

Брестского района 02.09.2021

Тема: «Итоги Первой мировой войны»

  

  Учащиеся 9 класса

 

Шаг 1 «Мы узнаем»

В рамках ШАГа 1 учитель истории и обществоведения Шестак Ольга Адамовна познакомила ребят с содержанием информационных блоков: «Итоги Первой мировой войны»; «Приход фашистов к власти в Италии и Германии»; «Очаги военной напряженности в 1930-ые гг.»; «Попытки создания системы коллективной безопасности. Германо-советский договор о ненападении». Учащаяся 9 класса Андреюк Арина рассказала ребятам об основных политических целях крупнейших стран после Первой мировой войны, а также о политике «умиротворения» агрессора.

Шаг 2 «Мы размышляем»

В  рамках  ШАГа 2 ребята обсуждали информацию, полученную в ШАГе1. Учащиеся пришли к выводу, что развязыванию Второй мировой войны способствовали ряд причин, главными из которых можно назвать следующие: 

  1. несовершенство Версальско-Вашингтонской системы международных отношений, которая порождала идеи реваншизма среди государств, проигравших в Первой мировой войне (Германия), или не получивших от этого конфликта желаемых результатов (Япония, Италия);
  2. политика «умиротворения» агрессоров, способствовавшая началу конфликта;
  3. приход фашистов к власти в Германии и Италии;
  4. провал идеи создания системы коллективной безопасности в Европе.

Шаг 3 «Мы подводим итоги»

В ходе реализации ШАГа 3 «Мы подводим итоги» были подведены итоги встречи. Учащиеся отметили, что после окончания Первой мировой войны Версальская система не стала надежным гарантом мира, как планировали ее создатели. Основанная на праве сильнейшего, на получении и сохранении односторонних преимуществ для одних государств за счет других стран и народов, она несла в себе семена новой мировой войны. Их «вызревание» привело к возникновению ряда взрывоопасных очагов на мировой арене, а позже и к кровопролитной Второй мировой войне.

свернуть