Социально-педагогическая и психологическая служба

График работы педагога-психолога ГУО «Средняя школа д. Тельмы - 1»

Машкаренко Н. А.

ПОНЕДЕЛЬНИК

08.30 - 16.00

ВТОРНИК

08.30 - 17.00

СРЕДА

08.30 - 17.00

ЧЕТВЕРГ

08.00 - 15.00 методический день

ПЯТНИЦА

08.30 - 16.00

СУББОТА

08.00 - 14.00 без перерыва на обед

Обеденный перерыв

12.00 - 12.30

 

График работы педагога социального ГУО «Средняя школа д. Тельмы-1»

Огулик Ю.А. 

ПОНЕДЕЛЬНИК

08.30 - 16.00

ВТОРНИК

08.15 - 16.00

СРЕДА

08.00 - 15.00 методический день

ЧЕТВЕРГ

08.30 - 16.00

ПЯТНИЦА

08.30 - 16.00

СУББОТА

08.00 - 14.00 без перерыва на обед

Обеденный перерыв

12.00 - 12.30

 

                             

Информация для посетителей педагога-психолога.


У каждого человека в жизни когда-либо возникают трудности, которые он не всегда может решить самостоятельно.
Психолог может помочь Вам решить проблемы и поддержать Вас в сложной жизненной ситуации, когда
- Проблемы во взаимоотношениях: в семье, с родителями; с коллегами; с учителями; с самим собой.
- Если стало трудно учиться;
- Вас преследуют неудачи;
- Утратили интерес к жизни;
- Вы чувствуете, что ситуация вызывает у Вас сильные душевные переживания и выходит из-под контроля;
Из всех проблем которые у Вас существуют выберите одну наиболее для Вас в данный момент значимую.
- Здесь Вас примут, выслушают, проконсультируют.
- Разговор останется за закрытыми дверями.

 

Рекомендации для родителей.

 

Личность родителей в воспитании детей.

Вопросы обучения, воспитания и здоровья детей тесно взаимосвязаны. Созданы и десятилетиями работают такие науки, как педагогика, психология, психиатрия. Ученые пытаются найти ответы на вопросы, связанные с плохим воспитанием подростков, ищут причины, пытаются дать совет. Всегда были проблемы с воспитанием подрастающего поколения. Эти проблемы остаются и сейчас, ибо в обществе, которое окружает подростков, много недостатков, оно далеко не совершенно. Судьбы подростков зависят от взрослых, от их поведения, от их умения научить чему-либо.

Основа воспитания детей – семья, так было всегда, так будет впредь. Не все семьи готовы к воспитанию своих детей. Молодые мамы хорошо знают, как кормить, одевать, прогуливать, но как воспитать? Таких консультаций они не получают и воспитывают, как умеют.

Семьи бывают разные: хорошие и плохие, полные и неполные, распадающиеся и уже распавшиеся. В таких семьях есть дети. Плохо живется детям в семьях полных, но неблагопо-лучных. (В семье ссоры, скандалы из-за неправильного поведения одного из супругов. Дети все это воспринимают болезненно.)

Есть семьи, где не любят ребенка. Ребенок это видит, понимает. Такие дети ведут себя по-разному. Одни угрожают родителям, другие пытаются вызвать к себе жалость, замыкаются, хотят обратить на себя внимание, ожесточаются, делают зло, но результат один – психбольница.

Есть семьи, которые отличаются гиперопекой. Воспитывают в оранжерейных условиях, сдувают с ребенка пушинки, не позволяют ничего делать, принимать самостоятельные решения. Из таких семей вырастают ленивые, капризные, привередливые мужчины и женщины. Они, став взрослыми, не в состоянии взять на себя домашние заботы, тем более заботы о своих детях.

Воспитание в такой семье разное:

1  дурное воспитание приводит к хулиганству, правонарушениям, преступлениям и заканчивается колонией, тюрьмой;

2 сухое и суровое воспитание – к жестокости, когда подростки идут на убийство;

3  противоречивое воспитание (родители – одно, бабушки – другое, школа – третье) приводит к неврозу.

В зависимости от семьи и уровня воспитания вырастают разные люди: выносливые, тру-долюбивые, легкоранимые, безразличные, безответственные, с неуравновешенной психикой.

Во все времена – и в наше тоже – воспитатели делились на две большие группы. Одни считали залогом успеха «жесткое» руководство ребенком, его безусловное подчинение, дисци-плинированность и послушание. Другие резонно замечали, что основой воспитания должно быть доброе отношение к детям.

И те и другие добивались определенных успехов в воспитании: и у тех и у других были свои трудности и упущения в воспитании.

Сегодня обе эти точки зрения раскритикованы как крайние – одну заклеймили автори-тарным стилем воспитания, другую назвали стилем «либеральным» и противопоставили всему этому оптимальный способ воспитания, получивший имя «демократического».

В полном соответствии с его главными принципами многие родители хотели бы воспи-тывать детей не угрозой наказания и посулами поощрения, а путем налаживания сотрудниче-ства с ребятами с позиции заинтересованного и благожелательного старшего товарища.

Наша цель – помочь тем родителям, которым приходится шарахаться от гневных окриков до сюсюканья, кому хотелось бы быть и добрыми, и жестким, но в меру, не перегибая палку и не впадая в крайности.

Таким родителям мы предложили стать современными воспитателями.

Итак, если вы хотите стать современным воспитателем, то должны в своем воспитатель-ном усердии следовать основным заповедям последовательно и неукоснительно.

 

ЗАПОВЕДЬ ПЕРВАЯ

Никогда не занимайся воспитанием в плохом настроении.

Основой основ эффективного стиля обучения в семье является положительная эмоциональная установка. Воспитание детей – одно из самых прекрасных занятий чело-века, и ему непременно должны сопутствовать хорошее настроение, спокойствие, расположенность к общению.

Чтобы убедиться в принципиальной важности этого простого совета, достаточно ответить на несколько вопросов. Где вам уютнее – в компании друзей, расположенных к вам, радующихся общению, или на сборище угрюмых субъектов, где каждый занят сво-им делом? Нравится ли вам, когда на вас кричат, либо вы предпочитаете нормальный тон разговора?

Любой человек моментально даст на эти вопросы однозначные ответы в повсе-дневном общении с детьми. Разве нет у нас квартир, в которых обстановка напоминает «заговор молчунов», организация быта отдает безалаберностью, а основные детали вы-яснения отношений звучат так громко, что хорошо слышны соседям. Для тех, кто не от-носит свою семью к подобным, эта заповедь отеняется за ненадобностью.

 

ЗАПОВЕДЬ ВТОРАЯ

Ясно определите, что вы хотите от ребенка, и объясните это ему, а также узнайте, что он думает по этому поводу.

Дети не повторяют жизнь родителей, им суждено пройти свой путь. И они необязательно хотят того же, что и вы. Поэтому лучше всего договоритесь о каких-то принципиальных пунктах.

 

ЗАПОВЕДЬ ТРЕТЬЯ

Предоставьте самостоятельность.

Воспитывайте, но не контролируйте каждый шаг.

Не подменяйте воспитание опекой.

Взрослые не любят, когда вмешиваются в их дела, руководят поступками, навязывают готовые решения, копаются в мелочах. Дети – тоже. Однако дети – люди неопытные. И хотя им очень хочется до всего дойти самим, сделать это они могут лишь с помощью взрослых, которая должна быть тактичной, своевременной и умеренной, именно помощью, а не выполнением того или иного дела «вместо», «за» ребенка.

 

ЗАПОВЕДЬ ЧЕТВЁРТАЯ

Лучше всего не подсказывайте готового решения,

а показывайте пути к нему и время от времени

разбирайте с ребенком его правильные и ложные пути к цели.

                

Что необходимо делать родителям, чтобы ребёнок ходил в школу с удовольствием.

Не говорите о школе плохо, не критикуйте учителей в присутствии детей

Не спешите обвинять учителя в отсутствии индивидуального подхода, задумайтесь над линией собственного поведения

Вспомните, сколько раз вы сидели с ребёнком и

наблюдали за его работой над уроками. Были ли

случаи, когда вы заметили у ребёнка неправильные

приёмы работы и показали ему правильные?

В случае конфликтной ситуации в школе,

постарайтесь её устранить, не обсуждая все

подробности с ребёнком.

Следите, чтобы ваш ребёнок вовремя ложился спать.

Невыспавшийся ребёнок на уроке – грустное зрелище.

Пусть ребёнок видит, что вы интересуетесь его

заданиями, книгами, которые он приносит из школы.

Читайте сами. Пусть ребёнок видит, что свободное

время вы проводите за книгами, а не только у

телевизора.

Учите ребёнка выражать мысли письменно:

обменивайтесь с ним записками, пишите вместе

письма. Если ребёнок рассказывает вам о событии,

которое произвело на вас впечатление, то предложите ему записать этот рассказ, а вечером прочитать всем членам семьи.

Принимайте участие в жизни класса и школы.

Ребёнку приятно, если его школа станет частью вашей

жизни.

В школе ваш ребёнок может столкнуться с очень

критическим отношением к себе. Помогите ему не

утратить веры в себя.

 

Рекомендации родителям по профилактике тревожности.

1. Общаясь с ребёнком, не подрывайте авторитет других значимых для него людей. (Например, нельзя говорить ребёнку: «Много ваши учителя понимают! Бабушку лучше слушай!»).

2. Будьте последовательны в своих действиях, не запрещайте ребёнку без всяких причин то, что вы разрешали раньше.

3. Учитывайте возможности детей, не требуйте от них того, что они не могут выполнить. Если ребёнку с трудом даётся какой-либо учебный предмет, лучше лишний раз помогите ему и окажите поддержку, а при достижении даже малейших успехов не забудьте похвалить.

4. Доверяйте ребёнку, будьте с ним честными и принимайте таким, какой он есть.

5. Если по каким-либо объективным причинам ребёнку трудно учиться, выберите для него кружок по душе, чтобы занятия в нем приносили ему радость и он не чувствовал себя ущемлённым.

 

КАК РЕАГИРОВАТЬ НА ЖАЛОБЫ

Можно по-разному относиться к детским жалобам, но необходимо понимать, что, принимая меры, мы всегда поощряем детей жаловаться и дальше.

Бесполезно запрещать ребенку жаловаться, необходимо разобраться в причинах, побуждающих его к этому. Запрещая, вы отобьёте у него желание делиться с вами своими проблемами. Первопричи-на всех детских жалоб – доверие взрослому и надежда на помощь с его стороны. Ребёнок, не чув-ствующий себя защищённым, будет жаловаться на всё и всем.

Если вы подадите ребенку пример разрешения проблемы, то, возможно, в следующий раз он по-пробует справиться с ней самостоятельно, а не по-бежит к вам за помощью. Вспомните мультфильм про Крошку Енота: мама посоветовала улыбнуться незнакомцу, а не угрожать ему. Енотик понял, что безопаснее и приятнее начинать общение с улыбки. Именно совета, как поступить в той или иной ситу-ации, чаще всего ждут дети, пожаловавшись роди-телям на трудности.

Если ребенок часто жалуется, за этим может скрываться нехватка внимания со стороны окру-жающих, уязвленное самолюбие, отчаяние.

Иногда маленькому ябеде достаточно, чтобы просто выслушали и посочувствовали – он не жаж-дет мести, а ищет вашего участия. Например, он жалуется на придирки учителя, на то, что его не пригласили на день рождения, толкнул неизвест-ный старшеклассник, накричали в столовой. Вы мало что можете исправить в этих ситуациях. Вы-

слушайте ребенка, обсудите происшедшее, расска-жите что-нибудь из своего его опыта, посоветуйте, как избежать подобных ситуаций в будущем. Самое главное -–проявить внимание к проблемам ребен-ка.

Чтобы жалобы друг на друга не превратились в склоку, предложите детям «сесть за стол перегово-ров» и всем вместе обсудить взаимные претензии, найти выход из сложившейся ситуации. Вообще старайтесь обсуждать и выслушивать все жалобы в присутствии противоположной стороны, давая вы-сказаться каждому. Это приучит детей к самостоя-тельному и конструктивному разрешению кон-фликтов.

Если ваш ребенок прослыл жалобщиком и ны-тиком, понаблюдайте за собой – не слишком ли ча-сто вы сами жалуетесь всем окружающим на свою жизнь? Может быть, он просто берет с вас пример?

Не следует сравнивать детей между собой. Тот, кого ставят в пример, начнет чувствовать свое превосходство и будет ябедничать, чтобы еще больше самоутвердиться. А тот, кто не дотягивает, будет ябедничать из желания отомстить.

 

Рекомендации для родителей, чьи дети проявляют агрессию.

Причина проявления агрессии – агрессивное поведение самих родителей. Если в доме постоянные споры и крики, трудно ожидать, что ребенок вдруг будет покладистым и спокойным.

Способы контроля поведения ребенка:

· Позитивный способ – просьба, мягкое физическое манипулирование (отвлечь ребенка, взять его за руку);

· Нейтральный способ контроля – поощрения ,(за выполнение определенных правил) и наказание (за их игнорирование)– это не должно использоваться слишком часто, так как ребенок начинает делать только то, за что получает награду;

· Частые наказания и приказы – негативные способы контроля поведения. Они заставляют ребенка подавлять свой гнев и формировать в характере пассивно – агрессивные черты. Это скрытая форма агрессии, ее цель – вывести из себя, расстроить родителей, причем ребенок может причинить вред не только окружающим, но и себе. Он начинает специально плохо учиться, надевать те вещи, которые не нравятся родителям – главное вывести родителей из равновесия.

Для того, чтобы это устранить следует, чтобы поощрения и наказания были продуманы. Наказания не должны унижать достоинства детей. Наказания должны следовать непосредственно за поступком, а не через день, неделю. Наказание будет иметь эффект только в том случае, если ребенок сам считает, что заслужил его, кроме того, за один проступок нельзя наказать дважды.

 

Правила работы с агрессивными детьми:

· Быть внимательным к нуждам и потребностям ребенка;

· Демонстрировать модель неагрессивного поведения;

· Быть последовательным в наказаниях ребенка, наказывать за конкретные проступки;

· Наказания не должны унижать ребенка;

· Обучать приемлемым способам выражения гнева;

· Обучать распознаванию собственного эмоционального состояния и состояния окружающих людей;

· Развивать способность к сочувствию;

· Учить брать ответственность на себя;

· Расширять поведенческий репертуар ребенка.

Все способы не должны иметь разовый характер. Непоследовательность поведения родителей может привести к ухудшению поведения ребенка. Терпение и внимание к ребенку, его нуждам и потребностям, постоянная отработка навыков общения с окружающими – вот, что поможет родителям наладить взаимоотношения с детьми.

 

 

Компьютерная зависимость подростков

Компьютерные игры полезны, когда используются в качестве смены деятельности, для того, чтобы снять напряжение, отвлечься от чтения, писания, физической нагрузки и т.д. При чрезмерном пристрастии подростков к виртуальным играм, они становятся «камнем преткновения» на пути духовного и физического развития.

Подростки стремятся максимально использовать возможности компьютерной техники, так как их стремление к разнообразию контактов и расширению информационного пространства соответствует особенностям возраста. Но чрезмерное увлечение виртуальными играми приводит к возникновению компьютерной зависимости. В результате продолжительного пребывания за компьютером в ущерб общению с близкими, сверстниками деформируется психика подростка, а так же ухудшается его физическое состояние.

Вот некоторые симптомы компьютерной зависимости:

· равнодушие к семейным контактам, своему здоровью, успешности в учебе, школьным и внешкольным мероприятиям;

· неоправданно частая проверка электронной почты;

· чрезмерно длительное пребывание за компьютером;

· быстрый, неряшливый прием пищи, часто прямо перед монитором;

· «выпадение» из реального времени;

· визуально наблюдаемое бесцельное «перескакивание» с одной компьютерной программы на другую;

· неоправданно быстро появляющаяся усталость, раздражительность, перепады настроения;

· постоянные или значительно более частое общение в режиме on-line, чем непосредственные;

· погружение в Интернет как средство ухода от проблем, от плохого настроения, чувства потерянности , тревоги, подавленности;

· приоритет пребывания в Интернет над всеми остальными видами деятельности и общения;

· нарушение обещаний в отсутствие взрослых не входить в Интернет;

· отрицание, часто аффективное, компьютерной зависимости.

Если у ребенка наблюдается 3-4 симптома, то это свидетельствует о наличии компьютерной зависимости.

Рекомендации по профилактике компьютерной зависимости.

1.Будьте внимательны: вовремя заметить и предупредить появление и развитие компьютерной зависимости легче, нежели потом с ней бороться.

2. Постоянно проявляйте внимание к развитию интересов и склонностей подростка. Содействуйте и поощряйте его творческие начинания от увлечения живописью до прыжков с шестом.

3. Следует помнить, что компьютерная зависимость реже проявляется у подростков, занимающихся спортом, поэтому постоянно следите, чтобы подросток должное время уделял физическим нагрузкам

4. Личный пример в использовании возможностей компьютера:

делайте акцент на применение компьютера в своей работе, используйте в качестве помощника в совместном с ребенком досуговом творчестве (компьютерный дизайн, моделирование и пр.), попутно прививайте навыки культуры общения с современной техникой.

5. Культивирование чувства семейной, коллективной общности. Одиночество (в силу разных причин) – повод и основание ухода в виртуальный мир.

6. Корректно используйте свое право на запрет, так как «запретный плод всегда сладок».

7. Всегда ищите возможность подчеркнуть полноту жизненных проявлений в реальности и однобокость переживаний в режиме on-line.