Советы родителям

                                           

                        Личность родителей в воспитании детей.

Вопросы обучения, воспитания и здоровья детей тесно взаимосвязаны. Созданы и десятилетиями работают такие науки, как педагогика, психология, психиатрия. Ученые пытаются найти ответы на вопросы, связанные с плохим воспитанием подростков, ищут причины, пытаются дать совет. Всегда были проблемы с воспитанием подрастающего поколения. Эти проблемы остаются и сейчас, ибо в обществе, которое окружает подростков, много недостатков, оно далеко не совершенно. Судьбы подростков зависят от взрослых, от их поведения, от их умения научить чему-либо.

Основа воспитания детей – семья, так было всегда, так будет впредь. Не все семьи готовы к воспитанию своих детей. Молодые мамы хорошо знают, как кормить, одевать, прогуливать, но как воспитать? Таких консультаций они не получают и воспитывают, как умеют.

Семьи бывают разные: хорошие и плохие, полные и неполные, распадающиеся и уже распавшиеся. В таких семьях есть дети. Плохо живется детям в семьях полных, но неблагопо-лучных. (В семье ссоры, скандалы из-за неправильного поведения одного из супругов. Дети все это воспринимают болезненно.)

Есть семьи, где не любят ребенка. Ребенок это видит, понимает. Такие дети ведут себя по-разному. Одни угрожают родителям, другие пытаются вызвать к себе жалость, замыкаются, хотят обратить на себя внимание, ожесточаются, делают зло, но результат один – психбольница.

Есть семьи, которые отличаются гиперопекой. Воспитывают в оранжерейных условиях, сдувают с ребенка пушинки, не позволяют ничего делать, принимать самостоятельные решения. Из таких семей вырастают ленивые, капризные, привередливые мужчины и женщины. Они, став взрослыми, не в состоянии взять на себя домашние заботы, тем более заботы о своих детях.

Воспитание в такой семье разное:

1  дурное воспитание приводит к хулиганству, правонарушениям, преступлениям и заканчивается колонией, тюрьмой;

2 сухое и суровое воспитание – к жестокости, когда подростки идут на убийство;

3  противоречивое воспитание (родители – одно, бабушки – другое, школа – третье) приводит к неврозу.

В зависимости от семьи и уровня воспитания вырастают разные люди: выносливые, тру-долюбивые, легкоранимые, безразличные, безответственные, с неуравновешенной психикой.

Во все времена – и в наше тоже – воспитатели делились на две большие группы. Одни считали залогом успеха «жесткое» руководство ребенком, его безусловное подчинение, дисци-плинированность и послушание. Другие резонно замечали, что основой воспитания должно быть доброе отношение к детям.

И те и другие добивались определенных успехов в воспитании: и у тех и у других были свои трудности и упущения в воспитании.

Сегодня обе эти точки зрения раскритикованы как крайние – одну заклеймили автори-тарным стилем воспитания, другую назвали стилем «либеральным» и противопоставили всему этому оптимальный способ воспитания, получивший имя «демократического».

В полном соответствии с его главными принципами многие родители хотели бы воспи-тывать детей не угрозой наказания и посулами поощрения, а путем налаживания сотрудниче-ства с ребятами с позиции заинтересованного и благожелательного старшего товарища.

Наша цель – помочь тем родителям, которым приходится шарахаться от гневных окриков до сюсюканья, кому хотелось бы быть и добрыми, и жестким, но в меру, не перегибая палку и не впадая в крайности.

Таким родителям мы предложили стать современными воспитателями.

Итак, если вы хотите стать современным воспитателем, то должны в своем воспитатель-ном усердии следовать основным заповедям последовательно и неукоснительно.

 

                                            ЗАПОВЕДЬ ПЕРВАЯ

                Никогда не занимайся воспитанием в плохом настроении.

Основой основ эффективного стиля обучения в семье является положительная эмоциональная установка. Воспитание детей – одно из самых прекрасных занятий чело-века, и ему непременно должны сопутствовать хорошее настроение, спокойствие, расположенность к общению.

Чтобы убедиться в принципиальной важности этого простого совета, достаточно ответить на несколько вопросов. Где вам уютнее – в компании друзей, расположенных к вам, радующихся общению, или на сборище угрюмых субъектов, где каждый занят сво-им делом? Нравится ли вам, когда на вас кричат, либо вы предпочитаете нормальный тон разговора?

Любой человек моментально даст на эти вопросы однозначные ответы в повсе-дневном общении с детьми. Разве нет у нас квартир, в которых обстановка напоминает «заговор молчунов», организация быта отдает безалаберностью, а основные детали вы-яснения отношений звучат так громко, что хорошо слышны соседям. Для тех, кто не от-носит свою семью к подобным, эта заповедь отеняется за ненадобностью.

 

                                          ЗАПОВЕДЬ ВТОРАЯ

Ясно определите, что вы хотите от ребенка, и объясните это ему, а также узнайте, что он думает по этому поводу.

Дети не повторяют жизнь родителей, им суждено пройти свой путь. И они необязательно хотят того же, что и вы. Поэтому лучше всего договоритесь о каких-то принципиальных пунктах.

                                           ЗАПОВЕДЬ ТРЕТЬЯ

Предоставьте самостоятельность.

Воспитывайте, но не контролируйте каждый шаг.

Не подменяйте воспитание опекой.

Взрослые не любят, когда вмешиваются в их дела, руководят поступками, навязывают готовые решения, копаются в мелочах. Дети – тоже. Однако дети – люди неопытные. И хотя им очень хочется до всего дойти самим, сделать это они могут лишь с помощью взрослых, которая должна быть тактичной, своевременной и умеренной, именно помощью, а не выполнением того или иного дела «вместо», «за» ребенка.

 

                                      ЗАПОВЕДЬ ЧЕТВЁРТАЯ

Лучше всего не подсказывайте готового решения,

а показывайте пути к нему и время от времени

разбирайте с ребенком его правильные и ложные пути к цели.

 

                  

                    Что необходимо делать родителям, чтобы ребёнок

                                  ходил в школу с удовольствием.

 

Не говорите о школе плохо, не критикуйте учителей в присутствии детей

Не спешите обвинять учителя в отсутствии индивидуального подхода, задумайтесь над линией собственного поведения

Вспомните, сколько раз вы сидели с ребёнком и

наблюдали за его работой над уроками. Были ли

случаи, когда вы заметили у ребёнка неправильные

приёмы работы и показали ему правильные?

В случае конфликтной ситуации в школе,

постарайтесь её устранить, не обсуждая все

подробности с ребёнком.

Следите, чтобы ваш ребёнок вовремя ложился спать.

Невыспавшийся ребёнок на уроке – грустное зрелище.

Пусть ребёнок видит, что вы интересуетесь его

заданиями, книгами, которые он приносит из школы.

Читайте сами. Пусть ребёнок видит, что свободное

время вы проводите за книгами, а не только у

телевизора.

Учите ребёнка выражать мысли письменно:

обменивайтесь с ним записками, пишите вместе

письма. Если ребёнок рассказывает вам о событии,

которое произвело на вас впечатление, то предложите ему записать этот рассказ, а вечером прочитать всем членам семьи.

Принимайте участие в жизни класса и школы.

Ребёнку приятно, если его школа станет частью вашей

жизни.

В школе ваш ребёнок может столкнуться с очень

критическим отношением к себе. Помогите ему не

утратить веры в себя.

 

 

Родителям о наркотиках

Что важно знать родителям о наркотиках?

Родителям следует учитывать, что постепенное взросление детей проходит через два основных этапа.

На первом этапе — в возрасте 12-15 лет молодые люди начинают обретать прочные связи в своей среде, меньше бывают дома и реже обращаются к родителям. Они начинают сталкиваться с реалиями действительности, пытаются найти основные жизненные ориентиры.

На втором этапе — в возрасте 15-18 лет наступают первые признаки взросления. Это период самоутверждения и обретения уверенности, но и в этом возрасте молодые люди нуждаются в родителях, в их поддержке, помощи, понимании.

Помните, что отношение детей к проблеме наркотиков в немалой степени зависит от ваших с ними взаимоотношений. В конечном счете, принимаемое ими решение в отношении наркотиков напрямую связано с характером ваших повседневных взаимоотношений и во многом определяется степенью уважением к вам. Даже у маленького ребенка бывают свои детские проблемы, а у взрослеющего человека тем более. Постарайтесь понять эти проблемы и помочь в их решении. Помогите ребенку посмотреть на его проблемы конструктивно. Ведь употребление наркотиков не поможет сбежать от них, а только создаст новые трудности.

Молодые люди нуждаются в том, чтобы им обстоятельно и доходчиво объяснили, что представляют собой наркотики в действительности и как они могут повлиять на состояние человеческого организма.

Нельзя не учитывать, что мы живем в такое время, когда очень многие люди употребляют (зачастую не обоснованно) различные лекарства, в том числе и наркотические. Многочисленные факты свидетельствуют, что голословные заявления, типа: «Не употребляйте наркотики, иначе погибнете!» — неэффективны. Переубедить подростков такими призывами практически невозможно. Что же в таком случае можно сделать?

В разговоре с детьми и подростками взрослый человек должен быть способен честно высказать свое мнение о наркотиках и наркомании, выразив свои собственные чувства в отношении этой проблемы. Эмоциональное отношение к проблеме наркомании оказывает на молодые души более эффективное воздействие.

Быть родителями юного человека, значит быть его справедливыми защитниками, мудрыми советчиками и интересными экскурсоводами по дорогам жизни, которые только-только открываются перед ним. Доброжелательность и поддержка семьи помогают воспитать в детях чувство собственного достоинства, уверенности в себе и способность отстоять свое мнение. Эти качества необходимы, чтобы противостоять давлению употребляющих наркотики сверстников, их стремлению навязать другим свою волю. Лучшим иммунитетом к наркотикам является оптимистическая, активная, целеустремленная и конструктивная жизненная позиция. Постарайтесь помочь своим детям выработать такую позицию.

Большое значение в воспитании негативного отношения ваших детей к наркотикам имеет точная, подробная информация о наркотиках и их воздействии на человека. Постарайтесь, чтобы ваши дети смотрели телевизионные передачи, посвященные этой проблеме. Наглядные кадры и живые примеры могут оказать на молодых людей сильное эмоциональное воздействие и привести к положительным результатам. Используйте в беседах с детьми на эту тему наиболее яркие и впечатляющие факты. Начинайте обсуждать тему наркотиков, не дожидаясь первых признаков неблагополучного положения или возникновения такой проблемы, так как может оказаться, что уже слишком поздно.

Родителям следует всегда помнить, что юноши и девушки еще только учатся быть взрослыми. Часто из-за отсутствия жизненного опыта и неумения определить главное в том или ином явлении, они принимают за эталон в поведении взрослых поверхностные, чисто внешние признаки и пытаются их копировать. Поэтому важно знать, кому стараются подражать ваши дети.

 

Несколько советов родителям детей младшего возраста.

Помните, что вы очень много значите для вашего ребенка. Он замечает все, что вы делаете, как говорите и поступаете. Ваш личный пример, своевременное и уместно сказанное слово играют огромную роль.

Помогите вашим детям разобраться в информации о наркотиках и наркомании. Подберите соответствующую литературу, ознакомьтесь с доступной информацией и постарайтесь довести ее до сознания ребенка в непринужденной беседе, при просмотре телепередач или во время совместного чтения газет, журналов, книг. Всегда старайтесь выслушать ребенка, стимулируйте его стремление задавать вопросы. Отвечайте на вопросы заинтересованно, размышляйте вслух, не опасаясь признать своих сомнений и даже непонимания тех или иных моментов. Учите детей вести диалог, ибо именно он поможет вам поддержать с ними контакт в течение всего периода взросления.

Сделайте ваш дом открытым и радушным для друзей ваших детей. Участвуйте, когда это возможно, в обсуждении интересующих их вопросов. Поддерживайте, а по возможности и участвуйте в их увлечениях (спорт, коллекционирование, творчество и т. п.). Это укрепит ваш авторитет, позволит поддерживать с детьми доверительные отношения.

Обсуждайте с детьми различные случаи и происшествия, касающиеся наркотиков. Предложите им решить, как бы они поступили в той или иной ситуации. Обсудите возможные и наиболее правильные варианты поведения.

Учите детей оценивать каждый свой поступок критически. Это поможет им преодолеть беспечность, которая может толкнуть их на поиски легких решений, в том числе с помощью наркотиков.

 

Не забывайте, что юноши и девушки могут прибегнуть к наркотику в крайне эмоциональном состоянии, например, в состоянии расстройства или депрессии. В случаях, когда они находятся в таком состоянии, особенно важно быть внимательными к ним, сочувственно отнестись к их трудностям и попытаться отвлечь от неприятных размышлений.

 

КАК МОЖНО ЗАПОДОЗРИТЬ, ЧТО РЕБЕНОК НАЧАЛ ПРИНИМАТЬ НАРКОТИКИ?

 

Все ваши подозрения по отношению к сыну или дочери должны высказываться Вами тактично и разумно. Вы обязаны все взвесить, обсудить всей семьей и только в том случае, если не какой-то один, а практически все признаки измененного поведения появились в характере вашего ребенка, вы можете высказать вслух свои подозрения подростку. Какие же это признаки?

 

1. Он (она) начал часто исчезать из дома. Эти исчезновения либо просто никак не мотивируются, либо мотивируются с помощью бессмысленных отговорок. Ваша попытка объяснить, что вы волнуетесь и расспросить о том, где же все-таки находился Ваш ребенок, вызывает злость и вспышку раздражения.

 

2. Он (она) начал очень часто врать. Эта ложь стала своеобразной. Молодой человек врет по любому поводу, не только по поводу своего отсутствия дома, но и по поводу дел на работе, в школе, в институте и т. д. Версии обманов либо абсолютно примитивны и однообразны, либо наоборот, слишком витиеваты и непонятны. Ваш ребенок перестал тратить усилия на то, чтобы ложь была похожа на правду.

 

3. За достаточно короткий промежуток времени у вашего сына (дочери), практически, полностью поменялся круг друзей. Если вы с удивлением спрашиваете: «Куда исчез твой друг Петя, с которым вас раньше было не разлить водой?», Ваш ребенок пренебрежительно отмахивается и ссылается на свою и Петину занятость. Появившихся у сына новых друзей Вы либо не видите вообще, либо они не приходят в гости, а «забегают на секундочку» о чем-то тихо пошептаться у двери. Появилось очень большое количество «таинственных» звонков и переговоров по телефону. Причем, Ваш ребенок, практически, не пытается объяснить, кто это звонил, а в тексте телефонных переговоров могут попадаться слэнговые словечки, которые Вы можете увидеть в прилагаемом нами ниже словаре наркотического арго.

 

4. Вашего сына (дочь) полностью перестали интересовать семейные проблемы. Когда Вы рассказываете, например, о болезни или неприятности кого-то из близких, он только делает вид, что слушает. На самом деле думает о чем-то совершенно постороннем. Он изменился, стал по отношению к Вам более холодным, недоверчивым «чужим».

 

5. Он вообще изменился. В основном в сторону ничем не мотивируемой раздражительности, вспышек крика и истерик. Вы стали замечать, что у него внезапно и резко меняться настроение. Две минуты назад был веселый и жизнерадостный, очень коротко поговорил с кем-то по телефону — до вечера впал в мрачное расположение духа, разговаривает только междометиями и крайне раздраженно.

 

6. Он (она) потерял свои прежние интересы. Он (она) не читает книжек, почти не смотрит кино. Вы все чаще стали замечать, что он просто сидит с учебником, на самом деле даже не пытаясь делать уроки и готовиться к экзаменам.

 

7. У него изменился режим сна. Он может спать, не просыпаясь, целыми днями, а иногда Вы слышите, как он почти всю ночь ходит по своей комнате и спотыкается о предметы.

 

8. У Вас в доме стали пропадать деньги или вещи. Эти неприятные события на первых порах могут происходить крайне редко. Однако, хотя бы редкие попытки «незаметно» что-то украсть встречаются, практически, во всех семьях наших пациентов.

 

9. Вам все чаще кажется, что он (она) возвращается домой с прогулки в состоянии опьянения. Координация движений слегка нарушена, взгляд отсутствующий, молодой человек вообще пытается спрятать глаза и быстро сбежать в свою комнату.

 

Еще раз хотим обратить Ваше внимание на то, что отдельные, описанные выше признаки могут быть симптомами различных психологических трудностей подросткового и юношеского возраста. В некоторых случаях так могут начинаться заболевания психики. Вы можете начинать всерьез думать о наркотиках, только если Вы твердо уверены, что у Вашего ребенка есть признаки, по крайней мере, восьми из девяти, описанных выше изменений поведения.