Советы психолога

АЛГОРИТМ информирования педагогическими работниками родителей, опекунов, попечителей обучающихся и (или) сотрудников органов внутренних дел о наличии признаков насилия в отношении несовершеннолетних

АЛГОРИТМ информирования педагогическими работниками родителей, опекунов, попечителей обучающихся и (или) сотрудников органов внутренних дел о наличии признаков насилия в отношении несовершеннолетних

 

 Педагогическим работникам – в ходе образовательного процесса, изучения особенностей семейного воспитания обучающихся, при проведении бесед с обучающимися и их законными представителями необходимо обращать внимание на:

  1. Признаки физического насилия:множественные синяки, царапины и рубцы, ожоги, ссадины, различного рода травмы. Наиболее распространенным свидетельством физического насилия являются синяки. О неслучайном характере любых повреждений на теле ребенка свидетельствует:

их расположение (на плечах, груди, ягодицах, внутренней поверхности бедер, на щеках и т.д.);

очертания повреждений на коже напоминают те предметы, которыми они были нанесены (пряжка ремня, шнур, палка, следы пальцев). Могут быть множественные следы избиения, при этом наряду со свежими повреждениями могут визуализироваться старые рубцы и шрамы.

  1. Формы психического насилия: открытое неприятие и критика ребенка, оскорбление и унижение его достоинства, угрозы, проявляющиеся в словесной форме без физического насилия, преднамеренная физическая или социальная изоляция, предъявление ребенку чрезмерных требований, не соответствующих его возрасту и возможностям; однократное грубое психическое воздействие, вызвавшее у ребенка психическую травму.
  2. Особенности физического состояния и поведения ребенка: сексуализированное поведение (например, интерес у ребенка к фильмам эротического и порнографического характера, имитация полового акта с помощью кукол, склонность к сексуальным действиям с другими детьми), заниженная самооценка, отвращение, стыд, вина, недоверие, чувство собственной испорченности, несвойственные ранее ребенку непристойные выражения, суицидальные разговоры и попытки и др[4].
  3. Особенности взаимоотношений в семье, если наблюдаются:

неоднократное обращение за медицинской помощью в связи с повреждениями;

несоответствие характера повреждения обстоятельствам случившегося по рассказам законных представителей или очевидцев;

противоречивые, путаные объяснения законных представителей о причинах возникновения травмы у ребенка;

обвинение в случившемся самого несовершеннолетнего;

отсутствие обеспокоенности за судьбу и здоровье ребенка, бездействие или позднее обращение за медицинской помощью;

неадекватная оценка тяжести травмы, стремление ее преувеличить или приуменьшить;

обеспокоенность собственными проблемами, рассказы о том, как их наказывали в детстве.

Перечисленные признаки еще не свидетельствуют о том, что в отношении ребенка имело место насилие, они могут быть обусловлены другими причинами. Тем не менее, такие «знаки» должны привлечь внимание педагогического работника.

Также поводом для информирования законных представителей обучающихся и (или) сотрудников органов внутренних дел (далее – ОВД) о наличии признаков насилия в отношении несовершеннолетних может быть:

информация, поступившая от ребенка;

информация, поступившая от членов семьи несовершеннолетнего;

информация, поступившая от работников учреждений образования;

информация, поступившая от сверстников и друзей, соседей, иных граждан;

информация, собранная в ходе психологической диагностики, наблюдений за ребенком;

информация, поступившая от медицинского работника учреждения образования.

Информирование педагогическими работниками родителей, опекунов, попечителей обучающихся и (или) сотрудников органов внутренних дел о наличии признаков насилия в отношении несовершеннолетних

При выявлении признаков (фактов) насилия над ребенком,указанных в пунктах 1-4 настоящего Алгоритма или при получении информации от третьих лиц педагогические работники незамедлительно (в тот же рабочий день либо не позднее следующего рабочего дня) информируют (в устной форме) об этом своего руководителя и педагога социального, педагога-психолога учреждения образования.

Руководитель учреждения образования после того, как ему стало известно о признаках (факте) насилия:

незамедлительно сообщает по телефону в управление (отдел) образования, спорта и туризма рай(гор)исполкома и ОВД для принятия мер реагирования, в тот же рабочий день либо не позднее следующего рабочего дня направляет письменную информацию в указанные государственные органы;

поручает педагогу-психологу учреждения образования провести консультацию (беседу) с несовершеннолетним, ставшим жертвой насилия, в целях устанавливания причин травм у ребенка и оказания ему психологической помощи;

незамедлительно информирует родителей, опекунов, попечителей о признаках (факте) насилия в отношении несовершеннолетнего, в случае если насилие в отношении ребенка совершено со стороны третьих лиц.

Сотрудники ОВД при получении информации от руководителя учреждения образования:

осуществляют изучение и анализ поступившей информации;

в установленном порядке проводят проверку по представленной информации.

В случае, если стало известно о факте насилия, совершенном законным представителем, руководитель учреждения не информирует последнего. В таком случае необходимо организовать работу в соответствии с Методическими рекомендациями по межведомственному взаимодействию субъектов профилактики в вопросах выявления детей, оказавшихся в неблагополучной ситуации, утвержденными 14.12.2017 Министром образования Республики Беларусь, и принять меры, направленные на защиту жизни и здоровья ребенка.

При подтверждении фактов жестокого обращения, физического, психического, сексуального насилия в отношении несовершеннолетнего педагог-психолог оказывает ему психологическую помощь и социально-педагогическую поддержку в учреждении образования

 

свернуть

Мотивы, факторы и диагностические признаки (маркеры) суицидального поведения несовершеннолетних

СУИЦИДАЛЬНО ОПАСНАЯ РЕФЕРЕНТНАЯ ГРУППА

  • Молодежь: с нарушением межличностных отношений, «одиночки», злоупотребляющие алкоголем или наркотиками, отличающиеся девиантным или криминальным поведением, включающим физическое насилие;
  • Сверхкритичные к себе;
  • Лица, страдающие от недавно испытанных унижений или трагических утрат;
  • Подростки, фрустрированные несоответствием между ожидавшимися успехами в жизни и реальными достижениями;
  • Люди, страдающие от болезней или покинутые окружением.

Среди суицидентов различаются две категории:

первую составляют лица с низким уровнем социализации, для которых характерна не только социально-психологическая дезадаптация, т.е. нарушения в сфере межличностных отношений, но и социальная неприспособленность к требованиям общества, которая проявляется в неумении или нежелании строить свое поведение в соответствии с социальными нормами. Социальный статус их, как правило, невысок. Психологический кризис, предшествующий суициду, характеризуется ситуационными реакциями оппозиции и дезорганизации. Человек нередко кончает с собой на высоте злобной агрессивной реакции. Суициденты этой категории и составляют основной контингент лиц, совершающих самоубийства, которые должны быть отнесены к социальным отклонениям агрессивной ориентации;

вторую группу составляют лица с достаточно высоким уровнем социализации, ранее их поведение не выходило за рамки соблюдения конвенциальных норм. В генезе совершаемого ими суицида лежит прежде всего социально-психологическая дезадаптация. Эти лица психологически декомпенсированы и астенизированы, что связано с переживанием ими сложных конфликтов, для решения которых оказалось недостаточно их жизненного опыта. Психологический кризис в пресуицидальном периоде протекает в форме пессимистических ситуационных реакций, а также реакций эмоционального дисбаланса, реакций отрицательного баланса и реакций демобилизации.

МОТИВЫ СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

Мотивы суицидального поведения в детском и подростковом возрастах предельно экстремальные, тревожные, настораживающие, требующие пристального внимания со стороны взрослых. Основными среди них являются:

  • переживание обиды, одиночества, отчужденности и непонимания;
  • действительная или мнимая утрата любви родителей, неразделенное чувство и ревность;
  • переживания, связанные со смертью, разводом или уходом родителей из семьи;
  • чувства вины, стыда, оскорбленного самолюбия, самообвинения;
  • боязнь позора, насмешек или унижения;
  • страх наказания, нежелание извиниться;
  • любовные неудачи, сексуальные эксцессы, беременность;
  • чувство мести, злобы, протеста; угроза или вымогательство;
  • желание привлечь к себе внимание, вызвать сочувствие, избежать неприятных последствий, уйти от трудной ситуации;
  • сочувствие или подражание товарищам, героям книг или фильмов.

 

ФАКТОРЫ И СИТУАЦИИ СУИЦИДАЛЬНОГО РИСКА

  1. Психическое неблагополучие как факторы риска:
    • предшествующие попытки самоубийства увеличивают риск повторного суицида. Кроме того, среди ведущих факторов риска можно назвать постоянные мысли о нанесении себе вреда и продуманные планы совершения самоубийства;
    • депрессивное состояние, эмоциональные проблемы (расстройство настроения, тревожное состояние, чувство безнадежности);
    • злоупотребление психоактивными веществами. В подростково-молодежной среде в возрасте 16 лет и старше злоупотребление алкоголем и психоактивными веществами увеличивают риск самоубийства в период сложных жизненных обстоятельств;
    • расстройство личности. Особенно важно обращать внимание на такие характерологические особенности как:

импульсивность,

агрессивность,

депрессивность со склонностью к навязчивостям;

  • в совершенных самоубийствах молодых людей можно отметить более высокий процент психических заболеваний в семье, суицидальные идеи или суицидальное поведение в прошлом.
  1. Семейные факторы риска (взаимоотношения в семье):
  • конфликты в семье и распад семьи: такие изменения, как развод, могут вызвать чувство беспомощности и отсутствия контроля над ситуацией;
  • суицидальные идеи и попытки самоубийства появляются чаще у тех подростков, которые были жертвой жестокого обращения со стороны сверстников или взрослых;
  • симбиотические отношения между членами семьи. В таких семьях существует миф от неких особых, «глубоких» отношениях в ней. При попытках подростков и молодежи установить взаимоотношения вне семьи, они воспринимаются с враждебностью, негативизмом, обесцениванием.
  1. События жизни:
  • крушение романтических отношений, неспособность справиться с трудностями учебной программы, насилие и иные жизненные стресс- факторы и проблемы, связанные со слабо развитыми умениями решать поставленную задачу, заниженная самооценка и попытка разобраться с собственной сексуальной идентификацией;
  • дополнительным фактором риска для подростков становится самоубийство известных людей или лиц, которых подросток знал лично. В частности, среди молодежи существует феномен самоубийства из подражания (за компанию). Хорошо разрекламированные попытки самоубийства или совершенное самоубийство могут привести к членовредительству в группе сверстников или иной схожей группе, которая, как зеркало, отражает стиль жизни или качества личности суицидального индивидуума.

 

ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ (МАРКЕРЫ) СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ

Раннему выявлению суицидального поведения способствует навык наблюдения. Дети и подростки, попавшие в кризисную ситуацию, меняются. Изменяется поведенческая составляющая, внешний вид, эмоциональные реакции, отношения с одноклассниками, друзьями, интересы и т.д. Самоубийства, часто, не возникают внезапно, импульсивно, непредсказуемо или неизбежно. Они являются последней каплей в чаше постепенно ухудшающейся адаптации. Среди тех, кто намерился совершить суицид, от 70 до 75 % тем или иным образом раскрывают свои стремления. Иногда это будут едва уловимые намеки; часто же угрозы являются легко узнаваемыми. Они ищут возможности высказаться и быть выслушанными.

Способы информирования о суициде:

  1. Прямое устное сообщение, когда человек открыто выражает свои мысли или планы в отношении суицида.
  2. Косвенное устное сообщение, в котором подростки не так явно делятся своими мыслями (например, «Я так больше не могу»).
  3. Прямое невербальное информирование (например, приобретение лекарств).
  4. Косвенное невербальное сообщение (например, внезапное, без видимой причины завершение планов, раздача любимых предметов и т.д.).

К индикаторам суицидального риска относятся особенности сложившейся ситуации, настроения, когнитивной деятельности и высказываний человека, которые свидетельствуют о повышенной степени суицидального риска.

 

ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ ИНДИКАТОРЫ СУИЦИДАЛЬНОГО РИСКА

  • Злоупотребление психоактивными веществами, алкоголем;
  • Эскейп-реакции (уход из дома и т.п.);
  • Самоизоляция от других людей и жизни;
  • Резкое снижение повседневной активности;
  • Изменение привычек, например, несоблюдение правил личной гигиены, ухода за внешностью;
  • Выбор тем разговора и чтения, связанных со смертью и самоубийством;
  • Частое прослушивание траурной и печальной музыки;
  • «Приведение дел в порядок» (урегулирование конфликтов, письма к родственникам и друзьям, раздаривание личных вещей);
  • Любые внезапные изменения в поведении и настроении, особенно – отделяющие от близких;
  • Склонность к неоправданно рискованным поступкам;
  • Посещение врача без очевидной необходимости;
  • Нарушение дисциплины или снижение качества работы и связанные с этим неприятности в учебе, на работе или службе;
  • Расставание с дорогими вещами или деньгами;
  • Приобретение средств для совершения суицида.

 

КОММУНИКАТИВНЫЕ ИНДИКАТОРЫ СУИЦИДАЛЬНОГО РИСКА

  • Прямые или косвенные сообщения о суицидальных намерениях («Хочу умереть» - прямое сообщение, «Скоро все это закончится» - косвенное);
  • Шутки, иронические высказывания о желании умереть, о бессмысленности жизни также относятся к косвенным сообщениям;
  • Уверения в беспомощности и зависимости от других;
  • Прощание;
  • Сообщение о конкретном плане суицида;
  • Самообвинения;
  • Двойственная оценка значимых событий;
  • Медленная, маловыразительная речь.

 

КОГНИТИВНЫЕ ИНДИКАТОРЫ СУИЦИДАЛЬНОГО РИСКА

  • Разрешающие установки относительно суицидального поведения;
  • Негативные оценки своей личности, окружающего мира и будущего;
  • Представление о собственной личности как о ничтожной, не имеющей права жить;
  • Представление о мире как месте потерь и разочарований;
  • Представление о будущем как бесперспективном, безнадежном;
  • «Туннельное видение» - неспособность увидеть иные приемлемые пути решения проблемы, кроме суицида;
  • наличие суицидальных мыслей, намерений, планов.

Степень суицидального риска прямо связана с тем, имеются ли у человека только неопределенные редкие мысли о самоубийстве («хорошо бы заснуть и не проснуться») или они постоянны, и уже оформилось намерение совершить самоубийство («я сделаю это, другого выхода нет») и появился конкретный план, который включает в себя решение о методе самоубийства, средствах, времени и месте. Чем обстоятельнее разработан суицидальный план, тем выше вероятность его реализации.

 

ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ ИНДИКАТОРЫ

  • Амбивалентность по отношению к жизни;
  • Безразличие к своей судьбе, подавленность, безнадежность, беспомощность, отчаяние;
  • Переживание горя;
  • Признаки депрессии: приступы паники, выраженная тревога, сниженная способность к концентрации внимания и воли, бессонница, умеренное употребление алкоголя и утрата испытывать удовольствие;
  • Несвойственная агрессия или ненависть к себе: гнев, враждебность;
  • Вина или ощущение неудачи, поражения;
  • Чрезмерные опасения или страхи;
  • Чувство своей малозначимости, никчемности, ненужности;
  • Рассеянность или растерянность;

 

СИТУАЦИОННЫЕ ИНДИКАТОРЫ СУИЦИДАЛЬНОГО РИСКА

Любая ситуация, воспринимаемая человеком как кризис, может считаться ситуационным индикатором суицидального риска, например:

смерть любимого человека;

сексуальное насилие;

денежные долги;

раскаяние за совершенное предательство;

угроза тюремного заключения;

угроза физической расправы;

получение тяжелой инвалидности;

неизлечимая болезнь и связанное с ней ожидание смерти;

нервное расстройство;

шантаж;

сексуальная неудача;

измена или уход любимого человека;

ревность;

систематические избиения;

публичное унижение;

коллективная травля;

одиночество, тоска, усталость;

религиозные мотивы;

подражание кумиру и т.д.

Необходимо хорошо знать индивидуальные психофизиологические и социально-психологические особенности ребенка. Любое изменение в его поведении должно настораживать: стал ли он угрюм или замкнут или наоборот, излишне возбудим, является поводом для того, чтобы обратить на него внимание.

свернуть

Упражнения для снятия стресса

Упражнение 1. Этот комплекс очень прост и эффективен, для его выполнения вам не потребуется ничего, кроме стены.

1. Нахмурьте лоб, сильно напрягите лобные мышцы на 10 секунд; расслабьте их тоже на 10 секунд. Повторите упражнение быстрее, напрягая и расслабляя лобные мышцы с интервалом в 1 секунду. Фиксируйте свои ощущения в каждый момент времени.

2. Крепко зажмурьтесь, напрягите веки на 10 секунд, затем расслабьте, тоже на 10 секунд. Повторите упражнение быстрее.

3. Наморщите нос на 10 секунд. Расслабьте. Повторите быстрее.

4. Крепко сожмите губы. Расслабьте. Повторите быстрее.

5. Сильно упритесь затылком в стену, пол или кровать. Расслабьте. Повторите быстрее.

6. Упритесь в стену левой лопаткой, пожмите плечами. Расслабьте. Повторите быстрее.

7. Упритесь в стену правой лопаткой, пожмите плечами. Расслабьте. Повторите быстрее.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Маски релаксации для мышц лица

1. Маска удивления. И.п.: сидя, стоя, лежа. С медленным вдохом постепенно поднять брови так высоко, как это только возможно. На вдохе задержать на секунду дыхание и опустить с выдохом брови.

2. Маска гнева. И.п.: сидя, стоя, лежа. С медленным вдохом постепенно нахмурить брови, стремясь сблизить их как можно более сильно. Задержать дыхание не больше чем на секунду, с выдохом опустить брови.

3. Маска поцелуя. И.п.: сидя, стоя, лежа. Одновременно со вдохом постепенно сжимать губы. Довести это усилие до предела. Зафиксировать усилие, на секунду задержать дыхание, со свободным выдохом расслабить круговую мышцу рта.

4. Маска смеха. И.п.: сидя, стоя. Попеременно сжимать и разжимать зубы, сжимать постепенно, разжимать резко, давая нижней челюсти чуть отвалиться. Чередовать вдохи и выдохи соответственно движениям жевательных мышц. Можно выполнять с жевательной резинкой.

И.п.: сидя, стоя, лежа. Чуть прищурить глаза, со вдохом слегка сжать губы и поднять углы рта — маска смеха, с выдохом — расслабить напряженные мышцы.

5. Маска недовольства. И.п.: сидя, стоя, лежа. С вдохом — энергично, но постепенно сжать губы, поджать мышцы подбородка и опустить углы рта, с выдохом — расслабить мышцы лица.

Упражнения для снятия стресса

Упражнение 2. Если обстановка вокруг накалена и вы чувствуете, что теряете самообладание, этот комплекс можно выполнить прямо на месте, за столом, практически незаметно для окружающих.

1. Так сильно, как можете, напрягите пальцы ног. Затем расслабьте их.

2. Напрягите и расслабьте ступни ног и лодыжки.

3. Напрягите и расслабьте икры.

4. Напрягите и расслабьте колени.

5. Напрягите и расслабьте бедра.

6. Напрягите и расслабьте ягодичные мышцы.

7. Напрягите и расслабьте живот.

8. Расслабьте спину и плечи.

9. Расслабьте кисти рук.

10. Расслабьте предплечья.

11. Расслабьте шею.

12. Расслабьте лицевые мышцы.

13. Посидите несколько минут, наслаждаясь полным покоем. Когда вам покажется, что медленно плывете, — вы полностью расслабились.

 

Упражнения для круговых мышц глаз

И.п.: голова на подушке или на спинке кресла. Сидя или лежа, с медленным вдохом мягко опускать веки, постепенно наращивать напряжение главным образом за счет круговых движений глаз. Прикрыв глаза веками, начать их жмурить как можно сильнее. После максимального зажмуривания — секундная задержка дыхания, после чего со свободным выдохом опустить веки.

И.п.: сидя или стоя. Приложить язык к корням верхних зубов (в положении звуков «т», «д»). Постепенно, одновременно со вдохом, упираться кончиком в верхние зубы. Затем короткая задержка дыхания. Одновременно зафиксировать напряжение. Свободный выдох через рот. При таком выдохе расслабленный язык станет немного вибрировать.

Каждое упражнение выполняется несколько раз.

Упражнение 3. Это упражнение можно делать в любом месте. Нужно сесть поудобнее, сложить руки на коленях, поставить ноги на землю и найти глазами предмет, на котором можно сосредоточить свое внимание.

1. Начните считать от 10 до 1, на каждом счете делая вдох и медленный выдох. (Выдох должен быть заметно длиннее вдоха.)

2. Закройте глаза. Снова посчитайте от 10 до 1, задерживая дыхание на каждом счете. Медленно выдыхайте, представляя, как с каждым выдохом уменьшается и наконец исчезает напряжение.

3. Не открывая глаз, считайте от 10 до 1. На этот раз представьте, что выдыхаемый вами воздух окрашен в теплые пастельные тона. С каждым выдохом цветной туман сгущается, превращается в облака.

4. Плывите по ласковым облакам до тех пор, пока глаза не откроются сами.

Чтобы найти нужный ритм счета, дышите медленно и спокойно, отгораживаясь от всевозможных волнений при помощи воображения. Этот метод очень хорошо ослабляет стресс.

Через неделю начните считать от 20 до 1, еще через неделю — от 30 и так до 50.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПАМЯТКА

Упражнения для релаксации и снятия стресса в условиях напряженной работы

 

 

 

 

 

 

 

Подготовила педагог-психолог

ГУО «Средняя школа Д.Тельмы-1»

Машкаренко Н.А.

 

 

 

 

 

свернуть

Рекомендации классному руководителю по сплочению ученического коллектива

Рекомендации классному руководителю

по сплочению ученического коллектива

  1. Детский коллектив нужно формировать ежедневно, это кропотливая и ответственная работа. И здесь авторитет учителя и воспитателя, особенно для детей младшего школьного возраста, чрезвычайно велик.
  2. Запланируйте в плане воспитательной работы с учащимися как можно больше мероприятий, направленных на сплочение детей. Пусть это будут создание и осуществление какого-то социально значимого для детей проекта, разработка и выполнение коллективного творческого дела. Только в совместной деятельности, интересной детям, можно сформировать дружный коллектив.
  3. Во время совместных мероприятий организуйте игры (см. ниже). Обязательно проводите классные часы о дружбе, взаимовыручке, коллективизме. Используйте каждый удобный случай для того, чтобы побеседовать с детьми о важности этих качеств в повседневной жизни.
  4. На уроках практикуйте групповые виды деятельности, причем чаще меняйте состав микрогрупп, чтобы ребята учились тесному взаимодействию.
  5. Поддерживайте комфортный и благоприятный психологический климат в классе, гасите вспыхивающие конфликты, но не авторитарным методом. Выслушайте каждого ребенка, постарайтесь понять и помочь ему разобраться в его собственных чувствах.
  6. Избегайте проявления слишком заметной и явной любви или не любви к отдельным учащимся. Дети это очень хорошо чувствуют и обязательно будут думать и говорить об этом. Уважайте в каждом ребенке, прежде всего, личность.
  7. Работа по сплочению коллектива не должна носить эпизодический характер, она должна быть ежедневной и планомерной, только тогда вы сможете сформировать из ребят, собранных в один класс, дружный коллектив.

Особую работу следует вести с «отвергнутыми» детьми:

  1. Привлекать их к совместной деятельности класса.
  2. Найти для них поручения, где они раскрывали бы свои лучшие способности.
  3. Чаще хвалить и поощрять их в присутствии класса, но делать это за конкретно выполненное ими действие или поступок.

Для того чтобы в коллективе была благополучная психологическая атмосфера, необходимо выполнение следующих условий:

  1. Каждый член коллектива должен чувствовать себя в безопасности;
  2. У каждого должно быть сформировано положительное отношение к самому себе, чувство собственной уникальности, ценности.

Создание правил класса.

Необходимым условием защищенности и безопасности является наличие правил, по которым функционирует группа или класс. Эти правила должны быть понятны детям, приниматься ими. Кроме того, известными должны быть и последствия, к которым приводят нарушения правил.

Для создании в классе системы традиций можно предложить детям ответить на вопросы анкеты:

Каким, по твоему мнению должен быть дружный класс?

Как сделать так, чтобы класс стал дружным?

Какие традиции есть в нашем классе?

Назови твои "можно" и "нельзя" в классе.

Какие мероприятия в классе, по твоему мнению, должны стать традиционными?

Совместные походы, прогулки и экскурсии

Подобные мероприятия очень сближают педагогов и учеников. При этом важно не забывать о тех, кто по какой-то причине не смог пойти или поехать вместе со всеми. Может быть, стоит привести им какой-то сувенир.

Проведение «Дней класса»

Стоит придумать с детьми специальные ритуалы для этого дня и занести их в «Правила класса». Это могут быть и чаепития, и вечера отдыха с обсуждением совместных дел, подведение итогов по учебе, мероприятиям, проходившим в классе в школе и т.п.

 

 

свернуть

Синдром эмоционального выгорания и как его избежать

Синдром эмоционального выгорания - это состояние эмоционального и физического истощения, снижение энергетического потенциала, сопровождающееся расстройствами эмоциональной сферы.

Специалисты отмечают, что риск развития синдрома выгорания в очень высокой степени обусловлен личностными особенностями человека. Поэтому СЭВ может развиться при определенном стечении обстоятельств практически у любого человека. Но наиболее подвержены риску выгорания люди, которые перегружены ответственностью и повседневными обязанностями, те, кто работает слишком много в течение продолжительного периода времени со слишком большой интенсивностью. Увеличивают восприимчивость к выгоранию гиперответственность, отсутствие других интересов кроме работы, отношение к себе как к единственному человеку, который способен справиться с поставленной перед школой задачей.

Ректор Северного государственного медицинского университета, академик РАМН Павел Сидоров выделяет пять ключевых групп симптомов, характерных для СЭВ:

  1. Физические симптомы: усталость, физическое утомление, истощение; изменение веса; недостаточный сон, бессонница; плохое общее состояние здоровья, в т.ч. по ощущениям; затрудненное дыхание, одышка; тошнота, головокружение, дрожь; повышение артериального давления; болезни сердечно-сосудистой системы.
  2. Эмоциональные симптомы: недостаток эмоций; пессимизм, цинизм и черствость в работе и личной жизни; безразличие, усталость; ощущение беспомощности и безнадежности; агрессивность, раздражительность; тревога, неспособность сосредоточиться; депрессия, чувство вины; потеря идеалов, надежд или профессиональных перспектив; увеличение деперсонализации своей или других - люди становятся безликими, как манекены; преобладает чувство одиночества.
  3. Поведенческие симптомы: рабочее время занимает более 45 часов в неделю; во время работы появляется усталость и желание отдохнуть; безразличие к еде; малая физическая нагрузка; оправдание употребления табака, алкоголя, лекарств; несчастные случаи - падения, травмы, аварии и пр.
  4. Интеллектуальные симптомы: падение интереса к новым теориям и идеям в работе, к альтернативным подходам в решении проблем; скука, тоска, апатия, падение вкуса и интереса к жизни; большее предпочтение стандартным шаблонам, рутине, нежели творческому подходу; формальное выполнение работы.
  5. Социальные симптомы: низкая социальная активность; падение интереса к досугу, увлечениям; социальные контакты ограничиваются работой; скудные отношения на работе и дома; ощущение изоляции; ощущение недостатка поддержки со стороны семьи, друзей, коллег.

Конечно, все вышеперечисленные симптомы по-разному проявляются на разных стадиях СЭВ. Синдром эмоционального выгорания включает в себя три стадии, каждой из которых присущи четыре основных симптома:

1-я стадия - "Напряжение":

  • неудовлетворенность собой,
  • "загнанность в клетку",
  • переживание психотравмирующих ситуаций,
  • тревожность и депрессия.

2-я стадия - "Резистенция":

  • неадекватное, избирательное эмоциональное реагирование,
  • эмоционально-нравственная дезориентация,
  • расширение сферы экономии эмоций,
  • редукция профессиональных обязанностей. 

3-я стадия - "Истощение":

  • эмоциональный дефицит,
  • эмоциональная отстраненность,
  • личностная отстраненность,
  • психосоматические и психовегетативные нарушения.

ОСНОВЫЕ ПРИЧИНЫ

возникновения СЭВ специалисты относят следующие:

Окружающая среда: шум, душные помещения, однообразный пейзаж, невозможность укрыться от всевидящего ока начальства.

Ритм работы: перегрузки, постоянные авралы, неожиданности по сто раз на дню или, наоборот, мертвое однообразие.

Взаимоотношения: конфликты с руководством или коллегами; обстановка непонимания и борьбы «за место под солнцем».

Перспективы: точнее сказать, их отсутствие.

РЕКОМЕНДАЦИИ,

соблюдая которые можно не только предотвратить возникновение СЭВ, но и достичь снижения степени его выраженности:

  • определите и разделите краткосрочные и долгосрочные цели;
  • используйте "тайм-ауты", которые необходимы для обеспечения психического и физического благополучия (отдых от работы);
  • овладейте умениями и навыками саморегуляции (релаксация, идеомоторные акты, определение целей и положительная внутренняя речь способствуют снижению уровня стресса, ведущего к выгоранию);
  • займитесь профессиональным развитием и самосовершенствованием (одним из способов предохранения от СЭВ является обмен профессиональной информацией с представителями других служб, что дает ощущение более широкого мира, нежели тот, который существует внутри отдельного коллектива, для этого существуют различные способы - курсы повышения квалификации, конференции и пр.);
  • уходите от ненужной конкуренции (бывают ситуации, когда ее нельзя избежать, но чрезмерное стремление к выигрышу порождает тревогу, делает человека агрессивным, что способствует возникновению СЭВ);
  • вовлекайтесь в эмоциональное общение (когда человек анализирует свои чувства и делится ими с другими, вероятность выгорания значительно снижается или процесс этот оказывается не столь выраженным);
  • поддерживайте хорошую физическую форму (не стоит забывать, что между состоянием тела и разумом существует тесная связь: неправильное питание, злоупотребление спиртными напитками, табаком, уменьшение веса или ожирение усугубляют проявления СЭВ).
  • старайтесь рассчитывать и обдуманно распределять свои нагрузки;
  • учитесь переключаться с одного вида деятельности на другой;
  • проще относитесь к конфликтам на работе;
  • не пытайтесь быть лучшим всегда и во всем.

А в заключение хочется отметить: опасность СЭВ заключается в том, что ему свойственно изо дня в день прогрессировать! Затормозить этот процесс бывает крайне сложно. Поэтому самое разумное - предотвратить появление данного синдрома, "задушить его на корню".                                                                

Рекомендации по работе со слабоуспевающими детьми

  1. При опросе слабоуспевающего школьника давайте примерный план ответа, разрешайте пользоваться планом, составленным дома или записями, сделанными на уроке.
  2. Задавайте им наводящие вопросы, помогающие последовательно изложить материал.
  3. При опросе создавайте специальную ситуацию успеха,  разрешайте дольше готовиться у доски, снижайте темп опроса, стимулируйте подбадриванием и похвалой.
  4. Регулярно проверяйте усвоение материала, особенно по тем темам уроков, на которых ученик отсутствовал.
  5. В ходе опроса и при анализе его ответа обеспечивайте атмосферу доброжелательности, проявляйте деликатность и чуткость.
  6. При изложении нового материала чаще обращайтесь к ним с вопросами, выясняющими степень понимания ими материала, привлекайте их в качестве помощников при демонстрации опытов, наглядных пособий.
  7. Анализируя их самостоятельную работу, отмечайте их успехи и положительные моменты, указывайте на типичные затруднения и пути их преодоления.
  8. При организации домашней работы, подбирайте для них задания по осознанию и исправлению ошибок: проводите подробный инструктаж, предлагайте карточки-консультации. Рассчитывайте так объем домашнего задания, чтобы не допускать перегрузки школьника.

      С целью преодоления пробелов в знаниях, умениях и навыках система мер по оказанию помощи неуспевающему школьнику должна включать следующие виды деятельности:

  1. Помощь в планировании учебной деятельности (планирование повторения и выполнения минимума упражнений для ликвидации пробелов, алгоритмизация учебной деятельности по анализу и устранению типичных ошибок).
  2. Дополнительное инструктирование в ходе учебной деятельности.  Более  подробно объясняйте последовательность выполнения задания, разбивайте задание на дозы и этапы. Стимулируйте их самостоятельные действия.
  3. Стимулирование учебной деятельности (поощрение, создание ситуаций успеха, побуждение к активному труду и др.).
  4. Контроль за учебной деятельностью (более частый опрос ученика, проверка всех домашних заданий, активизация самоконтроля в учебной деятельности и др.).
  5. При невозможности преодолеть неуспеваемость путем организации самостоятельной работы школьника следует организовать различные формы взаимопомощи со стороны одноклассников. При этом необходимо проинструктировать и неуспевающего учащегося, и ученика, который будет с ним заниматься.   При большой запущенности программного материал учитель сам проводит дополнительные занятия с учеником.

Рекомендации по работе с гиперактивными детьми с истерическими реакциями

  1. Игнорируйте истерические реакции.
  2. Предупредите класс, чтобы он не обращал внимание на ребёнка в момент истерики.
  3. Хвалите позитивные поступки такого ребёнка для закрепления нового стиля поведения.
  4. Не стремитесь угодить.
  5. Не обращайте постоянно внимание на его плохое настроение—ему этого и надо (подсознательно).
  6. Чаще давайте понять, что он вправе сам решать и нести ответственность за свои решения и поступки.
  7. Займите такого ребёнка таким видом деятельности, чтобы он смог своим трудом выделиться среди сверстников, а не своим поведением, т.к. он жаждет признания.
  8. Если у ребёнка высокий уровень притязаний, определите круг доступных притязаний.
  9. Этот ребёнок требует много льгот для себя.
  10. Не попадайте под его влияние и не позволяйте манипулировать собой, т.к. он лжив и способен   входить в доверие.
  11. Критикуйте поступки ребёнка, а не его личность, не делайте замечания постоянно—за несколько поступков—одно замечание/наказание.
  12. Позволяйте ему проявлять эмоции бурно, но не грубо, в рамках дозволенного.
  13. Усильте систему поощрений и наказаний (наказание неподвижностью)
  14. Если ребёнок осознал свой проступок, то с побеседуйте с ним. Беседа должна быть запоминающейся.
  15. Устраните влияние всепрощающих взрослых, требования должны быть едины.
  16. Ужесточить режим, пресекать бесцельное время препровождение.
  17. Ребёнок должен нести ответственность за помощь по дому, за выполнение уроков. Контроль не должен быть постоянным.
  18. Не позволять выполнять другое дело, пока не завершит первое.
  19. Чётко ориентировать ребёнка в понятиях «хорошо», «плохо», «надо».
  20. Повышайте самооценку ребёнка, уверенность в себе.
свернуть

Рекомендации по работе со слабоуспевающими детьми

  1. При опросе слабоуспевающего школьника давайте примерный план ответа, разрешайте пользоваться планом, составленным дома или записями, сделанными на уроке.
  2. Задавайте им наводящие вопросы, помогающие последовательно изложить материал.
  3. При опросе создавайте специальную ситуацию успеха,  разрешайте дольше готовиться у доски, снижайте темп опроса, стимулируйте подбадриванием и похвалой.
  4. Регулярно проверяйте усвоение материала, особенно по тем темам уроков, на которых ученик отсутствовал.
  5. В ходе опроса и при анализе его ответа обеспечивайте атмосферу доброжелательности, проявляйте деликатность и чуткость.
  6. При изложении нового материала чаще обращайтесь к ним с вопросами, выясняющими степень понимания ими материала, привлекайте их в качестве помощников при демонстрации опытов, наглядных пособий.
  7. Анализируя их самостоятельную работу, отмечайте их успехи и положительные моменты, указывайте на типичные затруднения и пути их преодоления.
  8. При организации домашней работы, подбирайте для них задания по осознанию и исправлению ошибок: проводите подробный инструктаж, предлагайте карточки-консультации. Рассчитывайте так объем домашнего задания, чтобы не допускать перегрузки школьника.

      С целью преодоления пробелов в знаниях, умениях и навыках система мер по оказанию помощи неуспевающему школьнику должна включать следующие виды деятельности:

  1. Помощь в планировании учебной деятельности (планирование повторения и выполнения минимума упражнений для ликвидации пробелов, алгоритмизация учебной деятельности по анализу и устранению типичных ошибок).
  2. Дополнительное инструктирование в ходе учебной деятельности.  Более  подробно объясняйте последовательность выполнения задания, разбивайте задание на дозы и этапы. Стимулируйте их самостоятельные действия.
  3. Стимулирование учебной деятельности (поощрение, создание ситуаций успеха, побуждение к активному труду и др.).
  4. Контроль за учебной деятельностью (более частый опрос ученика, проверка всех домашних заданий, активизация самоконтроля в учебной деятельности и др.).
  5. При невозможности преодолеть неуспеваемость путем организации самостоятельной работы школьника следует организовать различные формы взаимопомощи со стороны одноклассников. При этом необходимо проинструктировать и неуспевающего учащегося, и ученика, который будет с ним заниматься.   При большой запущенности программного материал учитель сам проводит дополнительные занятия с учеником.
свернуть

Рекомендации по работе с гиперактивными детьми с истерическими реакциями

  1. Игнорируйте истерические реакции.
  2. Предупредите класс, чтобы он не обращал внимание на ребёнка в момент истерики.
  3. Хвалите позитивные поступки такого ребёнка для закрепления нового стиля поведения.
  4. Не стремитесь угодить.
  5. Не обращайте постоянно внимание на его плохое настроение—ему этого и надо (подсознательно).
  6. Чаще давайте понять, что он вправе сам решать и нести ответственность за свои решения и поступки.
  7. Займите такого ребёнка таким видом деятельности, чтобы он смог своим трудом выделиться среди сверстников, а не своим поведением, т.к. он жаждет признания.
  8. Если у ребёнка высокий уровень притязаний, определите круг доступных притязаний.
  9. Этот ребёнок требует много льгот для себя.
  10. Не попадайте под его влияние и не позволяйте манипулировать собой, т.к. он лжив и способен   входить в доверие.
  11. Критикуйте поступки ребёнка, а не его личность, не делайте замечания постоянно—за несколько поступков—одно замечание/наказание.
  12. Позволяйте ему проявлять эмоции бурно, но не грубо, в рамках дозволенного.
  13. Усильте систему поощрений и наказаний (наказание неподвижностью)
  14. Если ребёнок осознал свой проступок, то с побеседуйте с ним. Беседа должна быть запоминающейся.
  15. Устраните влияние всепрощающих взрослых, требования должны быть едины.
  16. Ужесточить режим, пресекать бесцельное время препровождение.
  17. Ребёнок должен нести ответственность за помощь по дому, за выполнение уроков. Контроль не должен быть постоянным.
  18. Не позволять выполнять другое дело, пока не завершит первое.
  19. Чётко ориентировать ребёнка в понятиях «хорошо», «плохо», «надо».
  20. Повышайте самооценку ребёнка, уверенность в себе.
свернуть

Рекомендации по работе с агрессивными детьми

  1. Агрессивные  дети  часто  бывают  вооружены.

 2.Никогда  не  оскорбляйте  их,  в диалоге  не  используйте  жаргонные  и  бранные  слова—это  не  даст им права  оскорблять  Вас  и  не демонстрировать  в  поведении  всё,  на  что они  способны.

  1. Ведите  общение  на  равных,  но  не  впадайте  в зависимость  от  них.  Лучше  несколько  дистанцироваться  от  них.

4.Не боритесь  с  ними  в  открытую,  т.к.  это  усугубит  отношения.       Следует учитывать  их  особенности  и  бурные  реакции.

5.Останавливайте  их  спокойно,  с  невозмутимым  лицом,  действуйте  при  минимуме  слов.

  1. Обсуждайте  их  поведение только  после  их  успокоения.
  2. Не  отвергайте  их,  т.к.  они  очень  мстительны.
  3. Выясните,  как  возникает  агрессивное  поведение  и каково  возможное  решение.
  4. Наделите  агрессивного  ребёнка  какой-либо  ответственностью  в  школе.
  5. Учитывайте,  что  перед  сильными  у  агрессивного ребёнка  появляются в  поведении элементы  раболепия,  а  перед  слабыми  агрессии.

11.Не  угрожайте  и  не  шантажируйте  агрессивного  ребёнка,  т.к.  в  какой-то  момент это  перестаёт  действовать  и  Вы  будете  неубедительны  и бессильны.

  1. Воинственность  ребёнка  можно  успокоить  своим  спокойствием.
  2. Не  разряжайте  своё  плохое  настроение  на  таких  детях.

Найдите  повод  похвалить  их,  особенно  спустя  некоторое время  после  наказания—дети  убедятся,  что  претензии  были  не  лично  к  ним,  а  к их  поступкам.

свернуть

Как справиться с долговременным стрессом

Хронический стресс возникает обычно двумя путями: либо как следствие острой стрессовой ситуации, либо в результате действия незначительных, на первый взгляд, но многочисленных и "долгоиграющих" неприятных факторов (а часто - как разнообразные и самые причудливые комбинации всего вышеперечисленного).

В первую очередь надо ликвидировать, разрядить возникшую в коре головного мозга стрессовую доминанту или же создать новую, конкурирующую. В этом вам помогут:

Различные методы расслабления, релаксации:

Именно умение расслабиться является основой снятия стресса. Смысл расслабления (релаксации) - снять физиологическое и психологическое напряжение.

Существует много типов и приемов релаксации, вы без труда найдете в Интернете их подробные описания. Отметим следующие методы релаксации:

  • медитация;
  • мышечная релаксация;
  • массаж;
  • баня, сауна;
  • аутогенная тренировка;
  • йога.

Спорт. Упражнения должны быть достаточно трудными, чтобы адреналин, накопившийся при стрессе, израсходовался целиком. Если физические нагрузки будут недостаточными, в крови останется избыток адреналина, значит, останутся раздражительность и злость. Но и не переусердствуйте: сверхнагрузки для неподготовленного человека могут плохо закончиться.

Общение с близким человеком поможет, во-первых, "излить душу", т.е. разрядить очаг возбуждения; во-вторых, переключиться на другую тему; в-третьих, совместно поискать пути к благополучному разрешению ситуации.

Захватывающие игры, в том числе компьютерные.

Шоппинг. Для тех, кто любит походить по магазинам, поглазеть на товары - прекрасный метод. Главное даже не купить нужную вещь, а смотреть, выбирать и наслаждаться самим процессом.

Переключение на любимое дело, хобби. Чем увлекательнее дело, на которое пытается переключиться расстроенный человек, тем ему легче создать конкурирующую доминанту. Очень полезно иметь какое-то хобби, которое открывает путь положительным эмоциям.

Другие способы отвлечься (чтение захватывающего романа, просмотр кинофильма).

Расслабившись, успокоившись, отогнав от себя тяжелые мысли и переживания, переходите к самому главному: анализу причин стресса и поиску путей выхода из создавшейся ситуации.

Все способы борьбы с хроническим стрессом можно свести к двум вариантам: надо изменить либо ситуацию, либо свое отношение к ней.

Лучший способ избавиться от затянувшегося стресса - полностью разрешить конфликт, устранить разногласия, помириться. Устранив хотя бы некоторые, даже мелкие, факторы хронического стресса, вы почувствуете значительное улучшение.

 

свернуть

Рекомендации по поднятию учебной мотивации учащихся

Советы и рекомендации для педагогов по повышению учебной мотивации учащихся

Современные психологи и педагоги считают, что главная задача состоит в том, чтобы развивать и вызывать у учащихся любознательность – причину познавательного интереса.

Учитель может использовать для этого различные приемы и техники.

  • Создавайте ситуации успеха через выполнение заданий посильных для всех учащихся, изучение нового материала с опорой на старые знания.
  • Помните, что очень важен пчерез создание на уроке доброжелательной атмосферы доверия и сотрудничества, яркая и эмоциональная речь учителя.
  • Помните, что интерес и радость должны быть основными переживаниями школьника в процессе обучения.
  • Предоставляйте частичную свободу выбора (не в ущерб знаниям).
  • Помните, что значительно повышают учебную мотивацию: необычное начало урока, использование музыкальных фрагментов, игровых и соревновательных форм, юмористических фраз и расслабляющих минуток.
  • Не наказывайте за неудачу, неудача сама по себе является наказанием. Страхи, напряжённость затрудняют процесс обучения. Неудачи снижают мотивацию.
  • Самый мощный стимул в обучении «Получилось!!!» Отсутствие этого стимула, означает отсутствие смысла учебы. Научите учеников разбираться в том, что им не понятно, начиная с малого. Одну большую задачу разбить на подзадачи так, чтобы каждый ученик смог самостоятельно их сделать. Если он в каком-то виде деятельности достиг мастерства, то внутренняя мотивация будет расти.
  • Помните, что рост уверенности в себе, своих силах способствует усилению внутренней мотивации.
  • Сотрудничайте на уроке через совместное решение проблемы и разрешение противоречий, эвристическую беседу, учебную дискуссию, выделение существенных признаков предметов, классификацию, обобщение, моделирование.
  • Старайтесь на уроках учитывать запросы, интересы и устремления детей. Применяйте новые информационные технологии.
  • Ставьте оценку ученику не за отдельный ответ, а за несколько (на разных этапах урока) – вводите забытое понятие поурочного балла.
  • По возможности старайтесь на уроке чаще обращаться к каждому ученику, осуществляя постоянную «обратную связь» – корректировать непонятное или неправильно понятое.
  • Отмечайте достижения ребенка. Оценка его достижений поможет продолжить обучение. Например, список успехов может способствовать тому, чтобы он стал самостоятельным. Гордитесь достижениями ребенка в любой деятельности.
  • Постоянно и целенаправленно занимайтесь развитием качеств, лежащих в основе развития познавательных способностей: быстроты реакций, всех видов памяти, внимания, воображения и т. д. Основная задача каждого учителя – не только научить, а и развить мышление ребенка средствами своего предмета.
  • Старайтесь, когда возможно, интегрировать знания, связывая темы своего предмета, как с родственными, так и другими учебными дисциплинами, обогащая знания, расширяя кругозор.
  • Преподносите содержание учебного материала так, чтобы это было интересно. Старайтесь, если возможно, преподносить материал в необычной форме.
  • Включайте учащихся в коллективную деятельность через организацию работы в группах, игровые и соревновательные формы работы, взаимопроверку, коллективный поиск решения проблемы, используя приём «метод проб и ошибок», оказание учащимися помощи друг другу.
  • Выясните, что является причиной низкой мотивации учеников: неумение учиться или ошибки воспитательного характера. После этого поработайте с проблемными сторонами личности учащегося. При необходимости обратитесь за помощью к школьному психологу.
  • Помните, что для школьников важна сама личность учителя (очень часто даже скучный материал, объясняемый любимым учителем, хорошо усваивается).
  • Создавайте атмосферу энтузиазма, оптимизма и веры детей в свои способности и возможности. Уважайте личность каждого ребенка.

И у вас всё получится!

свернуть

Стратегия поддержки детей из группы риска

 

Тип, краткая психологическая характеристика

 

Рекомендации

ПРАВОПОЛУШАРНЫЕ ДЕТИ

У таких детей значительно повышена активность правого полушария. За счёт этого они имеют богатое воображение, хорошо развитое образное мышление. Прекрасно воспринимают метафоры, образы, сравнения.

Чтобы учебный материал лучше усваивался правополушарным детям важно задействовать воображение и образное мышление: использовать сравнения, образы, метафоры, рисунки. Сухой теоретический материал важно проиллюстрировать примерами или картинками.

Таким детям  проще начинать пробовать свои силы там, где требуется развёрнутый ответ. А после переходить к заданиям, имеющим множественный выбор.

ТРЕВОЖНЫЕ ДЕТИ

Эти дети часто перепроверяют уже сделанное, постоянно исправляют уже написанное. При устном ответе они, как правило, наблюдают за реакциями взрослого. Задают множество уточняющих вопросов, часто переспрашивают,  проверяя, правильно ли они поняли. При выполнении индивидуального задания обычно просят учителя проверить, правильно ли они сделали.

Создать ситуацию эмоционального комфорта. Ни в коем случае нельзя нагнетать обстановку, напоминая о серьёзности предстоящей проверки знаний и значимости этих результатов. Это может привести только к дезорганизации их деятельности.

Огромную роль играют поддерживающие высказывания: «Я уверен, что ты справишься», «ты так хорошо справился с контрольной по физике» и т.п.

Важно обеспечить тревожным детям ощущение эмоциональной поддержки. Это можно сделать различными невербальными способами: посмотреть, улыбнуться и т.д. Если ребёнок обращается за помощью: «Посмотрите, я правильно делаю?» - лучше всего, не вникая в содержание написанного, убедительно сказать: «Я уверена, что ты всё делаешь правильно и у тебя всё получится».

НЕУВЕРЕННЫЕ ДЕТИ

Хорошо справляются с заданиями, где идёт работа по образцу, но испытывают затруднения при необходимости самостоятельного выбора стратегии решения. Такие дети списывают не потому, что не знают ответа, а потому, что не уверены в правильности своих знаний и решений. Им сложно опираться только на собственные ресурсы и принимать самостоятельные решения. В поведенческом плане им часто присущ конформизм, они не умеют отстаивать собственную точку зрения. Часто подолгу не могут приступить к выполнению задания, но достаточно педагогу подсказать им первый шаг, как они начинают работать.

 

Важно чтобы неуверенный ребёнок получил положительный опыт  принятия другими людьми его личного выбора. При работе с такими детьми необходимо воздержаться от советов и рекомендаций. Лучше предложить выбрать ему самому  и терпеливо ждать, когда он примет решение («Как ты думаешь, с чего лучше начать: с простых или сложных заданий?»).

Во время проверки знаний можно поддерживать простыми фразами, способствующими созданию ситуации успеха: «Я уверен, у тебя всё получится», «Ты обязательно справишься». Если ребёнок никак не может приступить к выполнению задания, долго сидит без дела, стоит спросить его: «Ты не знаешь, как начать? Как выполнять следующее задание?» - и предложить ему альтернативу: «Ты можешь начать с простых заданий или сначала просмотреть весь материал. Как ты думаешь, что будет лучше?».

Ни в коем случае нельзя говорить тревожным и неуверенным детям фраз типа «Подумай ещё», «Поразмысли хорошенько».

АСТЕНИЧНЫЕ ДЕТИ

Основная характеристика – высокая утомляемость, истощаемость. Они быстро устают, у них снижается темп деятельности и резко увеличивается количество ошибок.

У них утомляемость связана с особенностями ВНД и имеют скорее неврологическую природе, нежели психологическую. Поэтому возможности её коррекции крайне ограничены.

При работе с такими детьми очень важно не предъявлять заведомо невыполнимых требований, которым ребёнок не сможет соответствовать: «Некоторые дети занимаются с утра до вечера, а ты после двух часов уже устал.» Ребёнок не притворяется, просто таковы его индивидуальные особенности. Чтобы он не переутомлялся, следует делать перерывы в занятиях, гулять, достаточно спать. Родителям стоит получить консультацию у психоневролога или невропатолога о возможности поддержать ребёнка с помощью витаминов или травяных сборов.

Их не стоит торопить, если вдруг они прерывают деятельность и на какое-то время останавливаются. По возможности лучше организовать таким детям несколько коротких «перемен».

ПЕРФЕКЦИОНИСТЫ И «ОТЛИЧНИКИ»

Эти дети отличаются  высокой   успеваемостью, ответственностью, организованностью, исполнительностью. Выполняя задание, стараются сделать это быстрее и качественнее других. Используют для выполнения доп.материал.   Очень чувствительны к похвале и вообще к любой оценке своей деятельности. Для них характерен  очень высокий уровень притязаний и крайне неустойчивая самооценка. Для того, чтобы чувствовать себя хорошими, им нужно не просто успевать, а быть лучшими, не просто хорошо справляться с заданием, а делать это блестяще.    

Важно помочь таким детям скорректировать их ожидания и осознать разницу между «достаточным» и «превосходным». Им необходимо понять, что для получения отличной оценки нет необходимости выполнять все задания. На предэкзаменационном этапе перфекционистам можно предложить тренировочные упражнения, где им потребуется выбирать задания для выполнения и не нужно будет делать всё подряд.

Ему нужно помочь выбрать стратегию деятельности и реализовать её. Его можно спросить: «Какие задания ты решил сделать?» и по необходимости тактично вмешаться в его планы. В ходе выполнения задания можно время от времени интересоваться: «Сколько тебе ещё осталось?» и помогать ему скорректировать собственные ожидания: «Тебе не нужно делать столько. Того, что ты уже выполнил, будет достаточно. Переходи к следующему заданию».

ДЕТИ, ИСПЫТЫВАЮЩИЕ НЕДОСТАТОК ПРОИЗВОЛЬНОСТИ И САМООРГАНИЗАЦИИ

 

Обычно этих детей характеризуют как «невнимательных», «рассеянных». Как показывает практика, у них очень редко имеют место истинные нарушения внимания. Гораздо чаще – это дети с низким уровнем произвольности. У них сформированы все психические функции, необходимые для того, чтобы быть внимательными, но общий уровень организации деятельности очень низкий. У таких детей часто неустойчивая работоспособность, им присущи частые колебания темпа деятельности. Могут часто отвлекаться.

Психические функции формируются через наличие внешних опор. Поэтому на этапе подготовки очень важно научить ребёнка использовать для саморегуляции деятельности различные материальные средства (песочные часы, отмеряющие время; составление списка необходмых дел и их вычёркивание по мере выполнения; линейка, указывающая на нужную строчку и т.д. Бесполезно призывать таких детей «быть внимательнее», поскольку им это недоступно.

Во время экзамена таким детям потребуется помощь в самоорганизации. Это можно сделать с помощью направляющих вопросов: «Ты как?», «Ты сейчас что делаешь?». Возможно также использование внешних опор – напр., ребёнок может составить план своей деятельности и зачёркивать пункты или класть линейку на то задание, которое он сейчас выполняет. Важно, чтобы ребёнок научился использовать эти опоры на предварительном этапе, иначе на экзамене это отнимет у него много сил и времени.

ГИПЕРТИМНЫЕ ДЕТИ

 

Это обычно быстрые, энергичные, активные, не склонные к педантизму дети. У них высокий темп деятельности, они импульсивны и порой несдержанны. Быстро выполняют задание, но порой делают это небрежно, не проверяют себя и не видят собственных ошибок. Они пренебрегают точностью и аккуратностью во имя скорости и результативности. Испытывают затруднения в ходе работы, требующей высокой тщательности, собранности и аккуратности, зато прекрасно справляются с заданиями, требующими высокой мобильности и переключаемости. Ещё одна особенность этих детей – невысокая значимость учебных достижений, сниженная учебная мотивация.

Очень важно не пытаться изменить темп деятельности, особенно с помощью инструкции типа «Не торопись». Он всё равно будет работать в том темпе, в котором ему комфортно. Необходимо развивать у них функцию контроля, то есть навыки самопроверки: по завершении работы найти ошибки, самостоятельно проверить результаты выполнения задания. Основной принцип действия, которому должны следовать гипертимики: «Сделал – Проверь». Кроме того, необходимо создать у таких детей ощущение важности ситуации экзамена.

Нужно мягко и ненавязчиво напоминать о необходимости самоконтроля: «Ты проверяешь то, что ты делаешь?» Кроме того, их лучше посадить в классе так, чтобы их возможности с кем-то общаться были минимальны.

 

Своеобразие учебной деятельности каждого ребёнка связано с целым рядом его индивидуальных особенностей: спецификой мышления, памяти, внимания, темпом деятельности, личностными особенностями, учебной мотивацией и т.п. Данная классификация детей групп риска имеет исключительно прикладной характер. Здесь выделены те группы детей, которые с наибольшей вероятностью могут испытывать затруднения в ситуации проверки знаний.

Безусловно, основная работа по психологической поддержке проводится на подготовительном этапе. Во время экзамена возможности психологической поддержки, безусловно, невелики. Но всё же оказать помощь выпускнику в процессе экзамена вполне реально. Конечно, задача облегчается, если учитель знаком с учениками. Но даже если педагог впервые встречает детей, он может заметить некоторые наиболее явные затруднения и оказать детям психологическую поддержку.

Данные группы риска детей выделены в зависимости от сущности имеющихся у детей затруднений.

 

 

свернуть

Как предотвратить эмоциональное выгорание

Синдром эмоционального выгорания: профилактика и лечение

В последнее время все чаще в СМИ можно встретить упоминания о синдроме эмоционального выгорания. Это не что иное, как эмоциональное истощение, возникшее в результате продолжительного воздействия на человека профессионального стресса. Синдром регистрируется среди людей коммуникативных профессий: педагогов, социальных работников, психологов, медиков, торговых агентов, менеджеров по работе с клиентами.

1.Причины

Эмоциональному выгоранию подвержен каждый человек. На развитие эмоционального перенапряжения влияют как объективные внешние обстоятельства трудовой среды, так и личностные особенности человека.

 

К факторам, относящимся к личностным особенностям человека, следует отнести:

-Профессиональный опыт;

-Трудоголизм;

-Ориентацию на результат;

-Желание все контролировать;

-Идеализированные ожидания от работы и жизни в целом;

-Особенности характера (тревожность, ригидность, нейротизм, эмоциональная лабильность).

 

К внешним факторам следует отнести:

-Чрезмерный объем работы;

-Монотонность трудовой деятельности;

-Ответственность за результаты выполненной работы;

-Ненормированный график;

-Информационная нагрузка;

-Межличностные конфликты;

-Отсутствие должного морального и материального вознаграждения за выполнение работы;

-Необходимость работы с тяжелым контингентом клиентов (пациентов, учеников);

-Эмоциональная вовлеченность в проблемы клиентов (пациентов, учеников);

-Неудовлетворительное положение в коллективе и обществе;

-Отсутствие времени на отдых;

-Высокая конкуренция;

-Постоянная критика и т.д.

 

Стресс, в том числе и профессиональный, развивается в три стадии:

Первая — стадия тревоги, когда мобилизуются защитные механизмы человека. Если на человека обрушились громадные объемы работы, он аккумулируется и начинает работать сверх силы, чтобы выполнить порученное дело.

Вторая — стадия сопротивляемости, когда человек пытается приспособиться к действию стрессорного фактора. Однако, когда адаптационные способности человека по преодолению стрессовой ситуации превышены, развивается третья стадия.

Третья — истощение, которая рассматривается, как проявление СЭВ.

 

2.Симптомы

 

В структуре СЭВ выделяют три фундаментальных компонента: эмоциональное истощение, деперсонализация, редукция профессиональных достижений.

 

Эмоциональное истощение выражается чувством усталости, опустошения. Эмоции становятся блеклыми, человек ощущает, что не способен ощущать ту гамму чувств, что раньше. В целом в профессиональной сфере (а затем и в личной) превалируют негативные эмоции: раздражительность, подавленность.

 

Деперсонализация характеризуется восприятием людей скорее не как личностей, а как объектов, общение с которыми происходит без эмоционального вовлечения. Отношение к клиентам (ученикам) становится бездушным, циничным. Контакты становятся формальными и обезличенными.

Редукция профессиональных достижений характеризуется тем, что человек начинает сомневаться в своем профессионализме. Достижения и успехи на трудовом поприще кажутся незначимыми, а перспективы в карьере — нереальными. Появляется безразличие к работе.

Синдром эмоционального выгорания неизменно отражается не только на профессионализме человека, но и на психическом и физическом здоровье.

Так, принято выделять несколько групп симптомов, свойственных СЭВ:

Физические симптомы — усталость, головная боль, головокружение, потливость, мышечная дрожь, нарушения сна, диспептические расстройства, колебания артериального давления, изменение веса, одышка, метеочувствительность.

Эмоциональные симптомы — пессимизм, цинизм, чувства беспомощности и безнадежности, тревога, подавленное настроение, раздражительность, чувство одиночества, чувство вины.

Изменения в интеллектуальной сфере — потеря интереса к получению новой информации, потеря интереса к жизни, отсутствие желания разнообразить свой досуг.

Поведенческие симптомы — длительная рабочая неделя, усталость при выполнении рабочих обязанностей, необходимость делать частые перерывы в работе, безразличие к еде, пристрастие к алкоголю, никотину, импульсивные поступки.

Социальные симптомы — отсутствие желания принимать участие в общественной жизни, скудное общение с коллегами и родными, изоляция, ощущение непонимания другими людьми, чувство нехватки моральной поддержки.

 

3. Последствия синдрома

 

Почему же так много внимания уделяют этому синдрому? Все дело в том, что СЭВ влечет за собой серьезные последствия, такие как:

-Снижение работоспособности, ухудшение качества работы;

-Деформация личности (депрессия, хроническая усталость, изоляция);

-Ухудшение межличностных отношений (проблемы в семье);

-Психосоматические заболевания (артериальная гипертензия, инфаркт миокарда, бронхиальная астма, язвенная болезнь желудка);

-Развитие зависимостей;

-Склонность к суициду.

 

В целом, СЭВ можно воспринимать как своеобразный механизм психологической защиты. Полное или же частичное отключение эмоций в ответ на действие стрессорного фактора позволяет экономно расходовать имеющиеся энергетические ресурсы.

 

4. Диагностика

 

Для выявления синдрома эмоционального выгорания, степени его выраженности используются всевозможные опросники.

Основные методики, применяемые для исследования СЭВ:

-Диагностика эмоционального выгорания Бойко В.В. («Диагностика уровня эмоционального выгорания»);

-Методика А.А. Рукавишникова «Определение психического выгорания»;

-Методика «Оценка собственного потенциала выгорания»;

-Методика К. Маслач и С.Джексон «Профессиональное (эмоциональное) выгорание (MBI)».

5. Лечение

 

Универсальной панацеи от синдрома эмоционального выгорания не существует. Но недооценивать проблему не стоит, это может привести к ухудшению здоровья и качества жизни в целом.

Если Вы заметили у себя признаки СЭВ, постарайтесь реализовать следующие рекомендации:

  1. Время от времени делайте перерывы. Посмотрите на свою жизнь со стороны. К чему Вы стремитесь? На правильном ли пути находитесь, нужно ли Вам все то, чем сейчас занимаетесь?
  2. Попробуйте перейти в смежную профессиональную деятельность. Этот шаг может открыть новые горизонты.
  3. Освойте те аспекты Вашей трудовой деятельности, которые кажутся непонятными и сложными. Это привнесет ощущение чего-то нового, поможет вернуть интерес к профессии.
  4. Возьмите отпуск и смените обстановку.

 

При выраженном синдроме эмоционального выгорания следует обратиться к психотерапевту. Врач может использовать следующие подходы:

-Психотерапию (когнитивно-бихевиоральную, клиент-центрированную, обучение релаксационным методикам, проведение тренингов коммуникативных навыков, повышения эмоционального интеллекта, уверенности в себе);

-Медикаментозную терапию (назначение антидепрессантов, анксиолитиков, снотворных средств, бета-адреноблокаторов, ноотропов).

 

Важно предоставить человеку возможность обсудить эмоции после критического события. Это можно осуществить как на индивидуальных встречах с психологом, так и на совместных собраниях с коллегами.

Обсуждения события позволяют человеку выразить свои эмоции, переживания, агрессию. Кроме того, такой подход поможет человеку осознать свои стереотипы действий, увидеть их неэффективность, разработать адекватные способы реагирования на всевозможные стрессовые ситуации, научиться разрешать конфликты и строить продуктивные отношения с коллегами.

Если СЭВ не удается корректировать доступными методами и наблюдается стойкое отрицательное отношение к клиентам (пациентам), коллегам, следует задуматься об альтернативе смены работы, переходе на виды деятельности, которые не будут связаны с людьми.

 

6. Профилактика эмоционального выгорания

 

Невозможно полностью исключить влияние стрессорных факторов на нашу жизнь. Но можно научиться правильно реагировать на них и не допускать эмоционального истощения.

 

К мерам профилактики можно отнести такие рекомендации:

  • Ставьте пред собой краткосрочные, а также долгосрочные цели. Выполнение краткосрочных целей приносит ощущение морального удовлетворения, а значит, дает стимул для продолжения работы. Чтобы долгосрочные цели стали достижимыми, необходимо расписать выполнение задачи поэтапно.
  • Повышайте свой профессиональный уровень. Принимайте участие в конференциях, общайтесь с коллегами из других организаций, обменивайтесь опытом.
  • Не забывайте про отдых. Делайте перерывы во время выполнения работы. Свободное время и выходные используйте для отдыха и хобби. Чередование работы с отдыхом позволит осуществлять профессиональную деятельность более эффективно.
  • Освойте методики релаксации и ауторегуляции.
  • Не бойтесь делиться своими переживаниями с близкими людьми. Именно родные и любимые помогут Вам справиться с переживаниями.
  • Не приносите сон в жертву профессии. Во время сна происходит «разгрузка» психики.
  • Займитесь спортом, следите за своим питанием. Помните, что соматическое состояние оказывает сильное влияние на душевное самочувствие.
  • Найдите хобби. Интересы вне работы позволят снять напряжение, отвлечься от неприятностей.
  • Избегайте ненужной конкуренции.
  • Старайтесь не вовлекаться чрезмерно в проблемы клиентов (учеников).
  • Помните, невозможно успеть все. Трезво оценивайте свои возможности.
  • Не пытайтесь все контролировать. Существуют обстоятельства, которые нам не подконтрольны.

РЕКОМЕНДАЦИЯ 1. Осмысленная деятельность учителя — осмысленное обучение.Процесс обучения станет более эффективным, если организовать само преподавание не как трансляцию информации, а как активизацию и стимуляцию процессов осмысленного обучения.Чтобы активизировать и стимулировать любознательность и познавательные мотивы, учитель должен добиться благотворных взаимоотношений с учащимися, а также он должен хорошо знать себя.Любые действия должны быть осмысленными. Это относится и к тому, кто требует действия от других.

РЕКОМЕНДАЦИЯ 2. Развитие внутренней мотивации — это движение вверх.Для того чтобы учащийся по-настоящему включился в работу, нужно, чтобы задачи, которые ставятся перед ним в ходе учебной деятельности, были не только поняты, но и внутренне приняты им, то есть чтобы они приобрели значимость для учащегося и нашли отклик в его переживаниях.Развитие внутренней мотивации — это движение вверх. Двигаться вниз гораздо проще, поэтому частенько в практике родителей и учителей используются такие "подкрепления", которые приводят к регрессу мотивации учения. Например, чрезмерное внимание и неискренние похвалы, неоправданно заниженные или завышенные оценки, жесткая критика и наказания.Развитие внутренней мотивации учения происходит как сдвиг внешнего мотива на цель учения.

РЕКОМЕНДАЦИЯ 3. Стратегия "Положительная мотивация".Некоторым ученикам, испытывающих трудности в обучении вообще или в решении конкретных задач, чтобы прийти к изменению, достаточно просто понять, что именно в их действиях не срабатывает и, какого типа мотивационный стиль работал бы эффективнее. Конечно, обучение новому мотивационному стилю не так быстро. Но направленные действия подготовленного, грамотного педагога могут помочь ученикам справиться с проблемной ситуацией.Рассмотрим четыре самых неэффективных мотивационных стиля.Отрицательный мотиватор. Некоторые люди могут мотивировать себя или других, думая только о катастрофах, которые произойдут, если они чего-то не сделают. "Не сдам экзамен — скандал дома, второй год обучения, не поступлю в институт". Однако о неприятностях думать неприятно.Негативный мотивационный стиль может быть эффективным только для небольшого количества людей. Для большинства людей добавление некоторой доли положительной мотивации оказывается очень полезным. В работе с такими учениками следует обращать их внимание на то, что он хочет получить, усиливать положительный акцент. Тогда мысли о катастрофах, которых необходимо избежать, уйдут на задний план.Мотивационный стиль "диктатор". Диктатор мотивирует себя и других строгими приказами. Человек, применяющий этот подход, часто использует слова типа "необходимо", "должен" или "обязан". Большинство людей реагируют нежеланием делать это. Более эффективно мотивировать себя и других, перейдя на приглашения вместо приказаний. О важности голосовой модуляции написано немало. Поэтому сдвиг к приятной, завлекающей интонации производит большое изменение — как и смена формулировок на "было бы здорово", "было бы полезно", "мы хотим".Мотивационный стиль "Вообрази выполнение". Многие ученики застревают на мысли о том, каково это — выполнять задачу (решить пример, найти ответ, вспомнить материал), вместо того чтобы увидеть эту проблему выполненной. Таких учеников легче всего вывести из состояния переживания выполнения на понимание того, чем ценно для него выполнение задания, т.е. опять вступает в силу положительная мотивация. Это одна из самых трудных категорий неэффективных мотивов, поэтому иногда полезно бывает дать совет ученику отложить выполнение данного задания, вызывающее затруднение.Мотивационный стиль перегрузки. Некоторые ученики склонны представлять всю задачу или весь ответ как одну огромную, угрожающую, недифференцированную массу работы — и, естественно, чувствуют себя перегруженными. Ощущая себя перегруженным, человек обычно чувствует себя не в состоянии даже приступить к работе, и склонен откладывать ее. Таким ученикам следует помочь разбить задачу на серию меньших шагов, которые приведут к выполненной задаче.

 

РЕКОМЕНДАЦИЯ 4. Мотивация достижения и способности.Поведение, ориентированное на достижение, предполагает наличие у каждого человека мотивов достижения успеха и избегания неудач. Другими словами все люди обладают способностью интересоваться достижением успеха и тревожиться по поводу неудач. Однако, обычно в людях доминирует либо мотив достижения, либо мотив избегания неудачи. В принципе мотив достижения связан с продуктивным выполнением деятельности, а мотив избегания неудачи — с тревожностью.Люди, мотивированные на успех предпочитают средние по трудности или слегка завышенные цели. Мотивированные на неудачу склонны к экстремальным выборам (нереально завышенные или заниженные). Мотивированные на неудачу в случае простых и хорошо заученных навыков (сложения цифр) работают быстрее и точнее, чем мотивированные на успех. При заданиях проблемного характера — картина меняется наоборот.Когда в классе имеется весь диапазон способностей, только учащиеся со средними способностями будут сильно мотивированы на достижение. Ни у очень сообразительных, ни у малоспособных школьников не будет сильной мотивации, связанной с достижением, поскольку ситуация соревнования будет казаться или "слишком легкой", или "слишком трудной".

РЕКОМЕНДАЦИЯ 5. Как помочь ученику выйти из состояния "выученной беспомощности".Если у человека в жизни было много неудач, у него снижается уровень притязаний, самооценка. Человек настроен на неудачу, он находится в состоянии беспомощности. Такая ситуация получила название — "выученная беспомощность".Как учитель может помочь ученику выйти из этого состояния?Исследования показали, что чаще всего выделяются 4 причины неуспеха: отсутствие способностей; трудность задания; невезение; недостаточность усилий.Лучшее, что может сделать учитель в ситуации неуспеха ученика — это объяснить неуспех недостаточностью затраченных им (учеником) усилий.

РЕКОМЕНДАЦИЯ 6. Эмоциональность урока — стимул или вред?Следует помнить, что продуктивность деятельности (даже при наличии положительной мотивации) зависит от силы эмоций, которые сопровождают эту деятельность.Реакция учащихся на учебную нагрузку будет благоприятной, если трудность задания оптимально сочетается с эмоциональностью урока.Например, на уроках естественного цикла, математики высокая эмоциональность всегда будет фактором неблагоприятным. На уроках русского языка, литературы наоборот высокая эмоциональность — фактор благоприятный; только в случае трудной и напряженной темы допустимо снижение силы эмоций.

РЕКОМЕНДАЦИЯ 7. Любознательность и познавательный интерес.Чтобы развивать положительные мотивы учащихся можно действовать через более раннюю стадию деятельности — познавательную потребность. Первый начальный уровень этой потребности — это потребность во впечатлениях. На этом уровне индивид реагирует на новизну стимула. Это фундамент познавательной потребности.Следующий уровень — потребность в знаниях (любознательность). Это интерес к предмету, склонность к его изучению. Но познавательная потребность на уровне любознательности носит стихийно-эмоциональный характер.На высшем уровне познавательная потребность имеет характер целенаправленной деятельности.В процессе обучения учителю важно учитывать и поддерживать в развитии познавательную потребность ученика: в младших классах — любознательность; в старших классах — потребность в творческой деятельности.

РЕКОМЕНДАЦИЯ 8. Взаимоотношение учителя с классом и учебная мотивация.Развитие учебной мотивации невозможно, если у учителя не складываются отношения с конкретным классом. Для устранения этой ситуации следует установить:Соответствие формы подачи материала уровню развития учебных способностей детей (вредно как завышение, так и занижение уровня).Условия для успешного усвоения материала (благоприятный психологический климат в классе).Характер взаимоотношений учителя с лидером класса, влияние взаимодействия "учитель — лидер" на атмосферу в классе.

свернуть