Выпускникам

Правила проведения аттестации

ГЛАВА 1

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

  1. Оценка результатов учебной деятельности учащихся при освоении содержания образовательных программ общего среднего образования, за исключением учащихся I-II классов, учащихся III-IV классов по учебным предметам «Музыка», «Изобразительное искусство», «Трудовое обучение», «Физическая культура и здоровье», «Основы безопасности жизнедеятельности», осуществляется на основе отметок в баллах по десятибалльной шкале, либо отметок «зачтено», «не зачтено», «не аттестован(а)», или записей «освобожден(а)», «не изучал(а)».

Положительными являются отметки от 3 (трех) до 10 (десяти) баллов: 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, «зачтено» и записи «освобожден(а)», «не изучал(а)».

Неудовлетворительными являются отметки «1» (один), «2» (два) балла, «не зачтено», «не аттестован(а)».

  1. Для оценки результатов учебной деятельности учащихся выделяются следующие пять уровней учебной деятельности:

первый уровень (низкий) – действия на узнавание, распознавание и различение понятий (объектов изучения), которые оцениваются отметками 1, 2 балла;

второй уровень (удовлетворительный) – действия по воспроизведению учебного материала (объектов изучения) на уровне памяти, которые оцениваются отметками 3, 4 балла;

третий уровень (средний) – действия по воспроизведению учебного материала (объектов изучения) на уровне понимания, описания и анализа действий с объектами изучения, которые оцениваются отметками 5, 6 баллов;

четвертый уровень (достаточный) – действия по применению знаний в знакомой ситуации по образцу, объяснение сущности объектов изучения, выполнение действий с четко обозначенными правилами, применение знаний на основе обобщенного алгоритма для решения новой учебной задачи, которые оцениваются отметками 7, 8 баллов;

пятый уровень (высокий) – действия по применению знаний в незнакомых, нестандартных ситуациях для решения качественно новых задач, самостоятельные действия по описанию, объяснению и преобразованию объектов изучения, которые оцениваются отметками 9, 10 баллов.

ГЛАВА 2

ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ АТТЕСТАЦИИ УЧАЩИХСЯ

  1. Промежуточная аттестация по учебному предмету (модулю) с использованием отметок в баллах по десятибалльной шкале осуществляется при наличии не менее трех отметок. При этом по учебным предметам (модулям), по которым предусмотрен контроль результатов учебной деятельности учащихся в письменной или практической форме, промежуточная аттестация осуществляется при наличии не менее одной отметки за выполнение учащимися задания (заданий) в письменной или практической форме.

Промежуточная аттестация проводится как среднее арифметическое текущих отметок с применением правил математического округления.

  1. Аттестация по итогам учебного года выражается в выставлении отметки как среднего арифметического отметок, выставленных в баллах, по итогам промежуточной аттестации с применением правил математического округления. Причем, если в одной или нескольких четвертях (полугодии) учащийся не аттестован по уважительной причине (в том числе болезнь, оздоровление, переезд), подтвержденной документально, то среднее арифметическое вычисляется только с учетом тех четвертей (полугодий), в которых отметки выставлены в баллах. Если в одной или нескольких четвертях (полугодии) учащийся не аттестован без уважительной причины, то аттестация по итогам учебного года осуществляется как среднее арифметическое по итогам промежуточной аттестации всех четвертей (полугодий).

ГЛАВА 5

УСЛОВИЯ И ПОРЯДОК ДОПУСКА УЧАЩИХСЯ К ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ЗАВЕРШЕНИИ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ НА II И III СТУПЕНЯХ ОБЩЕГО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

  1. К выпускным экзаменам по завершении обучения и воспитания на II ступени общего среднего образования допускаются учащиеся, имеющие положительные отметки по итогам учебного года по всем учебным предметам (модулям), экстерны, иные учащиеся, указанные в части второй настоящего пункта.

Учащиеся, которые на выпускных экзаменах по завершении обучения и воспитания на II ступени общего среднего образования получили неудовлетворительную отметку не более чем по двум учебным предметам (модулям), учащиеся, которые не явились на выпускные экзамены, сдают выпускные экзамены по этим учебным предметам (модулям) в иные сроки, установленные частью первой пункта 64 настоящих Правил.

Учащиеся, которые не явились на выпускной экзамен по завершении обучения и воспитания на II ступени общего среднего образования в иные сроки и (или) при сдаче в иные сроки выпускного экзамена получили неудовлетворительную отметку, остаются на повторной год обучения.

  1. К выпускным экзаменам, централизованным экзаменам по завершении обучения и воспитания на III ступени общего среднего образования допускаются учащиеся, имеющие положительные отметки по итогам учебного года по всем учебным предметам (модулям), экстерны, иные учащиеся, указанные в части второй настоящего пункта.

Учащиеся, не явившиеся по уважительной причине на централизованный экзамен, могут быть допущены к централизованному экзамену в резервный день или иной срок в порядке, установленном Инструкцией по организации и проведению централизованного экзамена, утвержденной постановлением, утвердившим настоящие Правила.

  1. Учащиеся, имеющие неудовлетворительные отметки по итогам учебного года не более чем по двум учебным предметам (модулям) или не аттестованы не более чем по двум учебным предметам (модулям), за исключением учебных предметов (модулей), по которым проводятся выпускные экзамены, централизованные экзамены, допускаются к аттестации по итогам учебного года по этим учебным предметам (модулям) в сроки, установленные частью первой пункта 64 настоящих Правил.

ГЛАВА 6

ОСНОВАНИЯ И ПОРЯДОК ОСВОБОЖДЕНИЯ УЧАЩИХСЯ ОТ ВЫПУСКНЫХ ЭКЗАМЕНОВ, ЦЕНТРАЛИЗОВАННЫХ ЭКЗАМЕНОВ

  1. По завершении обучения и воспитания на II ступени общего среднего образования от выпускных экзаменов при условии наличия положительных отметок по итогам учебного года освобождаются:

40.1. на основании приказа Министра образования и приказов руководителей структурных подразделений областных исполнительных комитетов, осуществляющих государственно-властные полномочия в сфере образования, – учащиеся, являющиеся кандидатами в команды Республики Беларусь для участия в предметных международных олимпиадах и других интеллектуальных соревнованиях;

40.2. на основании приказа Министра образования – учащиеся учреждений образования, подчиненных Министерству образования, являющиеся кандидатами в команды Республики Беларусь для участия в предметных международных олимпиадах и других интеллектуальных соревнованиях;

40.3. на основании приказа руководителя отдела (управления) образования местного исполнительного и распорядительного органа:

учащиеся, имеющие заболевания, включенные в перечень заболеваний, которые являются медицинским основанием для освобождения учащихся от выпускных экзаменов, определенный в порядке, предусмотренном частью первой пункта 5 статьи 161 Кодекса Республики Беларусь об образовании;

учащиеся-женщины, имеющие детей в возрасте до 3 лет;

учащиеся, находящиеся в соответствии с законодательством в самоизоляции на даты проведения выпускных экзаменов;

  1. По завершении обучения и воспитания на II ступени общего среднего образования от выпускного экзамена по соответствующему учебному предмету освобождаются:

41.1. на основании приказов руководителей структурных подразделений областных (Минского городского) исполнительных комитетов, осуществляющих государственно-властные полномочия в сфере образования, – учащиеся, являющиеся победителями третьего этапа республиканской олимпиады по учебному предмету;

41.2. на основании приказа Министра образования и приказов руководителей структурных подразделений областных (Минского городского) исполнительных комитетов, осуществляющих государственно-властные полномочия в сфере образования, – учащиеся, являющиеся победителями заключительного этапа республиканской олимпиады по учебному предмету;

41.3. на основании приказа Министра образования – учащиеся учреждений образования, подчиненных Министерству образования, являющиеся победителями третьего и заключительного этапов республиканской олимпиады по учебному предмету.

  1. По завершении обучения и воспитания на III ступени общего среднего образования от выпускных экзаменов, централизованных экзаменов при условии наличия положительных отметок по результатам аттестации по итогам учебного года освобождаются:

42.1. на основании приказа Министра образования и приказов руководителей структурных подразделений областных (Минского городского) исполнительных комитетов, осуществляющих государственно-властные полномочия в сфере образования, – учащиеся, являющиеся победителями заключительного этапа республиканской олимпиады по учебному предмету;

42.2. на основании приказа Министра образования – учащиеся учреждений образования, подчиненных Министерству образования, являющиеся победителями заключительного этапа республиканской олимпиады по учебному предмету.

 

  1. По завершении обучения и воспитания на III ступени общего среднего образования от выпускного экзамена, централизованного экзамена по соответствующему учебному предмету освобождаются:

43.1. на основании приказов руководителей структурных подразделений областных (Минского городского) исполнительных комитетов, осуществляющих государственно-властные полномочия в сфере образования, – учащиеся, являющиеся победителями третьего этапа республиканской олимпиады по учебному предмету;

43.2. на основании приказа Министра образования – учащиеся учреждений образования, подчиненных Министерству образования, являющиеся победителями третьего этапа республиканской олимпиады по  учебному предмету.

  1. Для освобождения от выпускных экзаменов:

учащиеся (законный представитель несовершеннолетнего учащегося), указанные в абзаце втором подпункта 40.3 пункта 40 настоящих Правил, за исключением учащихся, имеющих инфекцию, вызванную коронавирусом COVID-19, не позднее чем за 15 дней до начала выпускных экзаменов подают руководителю учреждения образования (уполномоченному им лицу) заявление, заключение врачебно-консультационной комиссии;

учащиеся (законный представитель несовершеннолетнего учащегося), указанные в абзаце третьем подпункта 40.3 пункта 40 настоящих Правил, не позднее чем за 15 дней до начала выпускных экзаменов подают руководителю учреждения образования (уполномоченному им лицу) заявление, копию свидетельства о рождении ребенка.

 

свернуть

Итоговая аттестация

Дистанционное репетиционное ЦТ

Внимание, абитуриент!

С 1 февраля 2018 года функционирует дистанционное репетиционное тестирование. Пройти его можно на сайте Республиканского института контроля знаний.  РИКЗ рекомендует распечатать бланк ответов для того, чтобы «набить руку». На сайте есть подробная текстовая инструкция по заполнению бланка, а также прикреплено видео, где понятно рассказывают о том, что и куда писать. Услуга предоставляется БЕСПЛАТНО для всех желающих.
«Дистанционное тестирование … позволит бесплатно всем желающим зайти на сайт и по всем 15 предметам отработать всю технологию с разбором заданий, с нахождением ошибок", — заявил директор Республиканского института контроля знаний (РИКЗ) Юрий Миксюк.

На сайте указан перечень из 15 предметов, время на выполнение задания, код предмета (не забудьте указать его в бланке). РТ можно сдать как на русском, так и на белорусском языке.
После того, как вы выполнили задание, необходимо заполнить форму для расчета балла. Бланки идентичны тем, что выдают на РТ и ЦТ. Выбираем предмет, проставляем ответы в части А и В, если необходимо, заполняем поле для замены ошибочных ответов. Нажимаем «рассчитать» – готово.

Система выдает результат (количество баллов), номера верно и неверно выполненных заданий и предлагает тематическое консультирование, в котором вы сможете найти следующую информацию по пройденному вами тесту: раздел программы вступительных испытаний/ элемент содержания, содержание задания, комментарий и решение задания, а также учебное издание, в котором можно найти теорию по данному вопросу.

На данный момент в системе есть только один вариант заданий по каждому из предметов. Также отметим, что на дистанционном  и бланочном РТ будут предложены разные(!) варианты тестов. Именно поэтому мы советуем тебе пройти тестирование онлайн. Плюс вероятность того, что структура заданий РТ и ЦТ будут очень похожи, крайне высока.

Дистанционное репетиционное тестирование – ново для Беларуси. Это хороший шанс еще раз проверить свои знания и определить, на что стоит обратить внимание, а мы в свою очередь советуем этим шансом воспользоваться. Желаем тебе успехов и высоких баллов!

ПРОЙТИ ДИСТАНЦИОННОЕ РЕПЕТИЦИОННОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ МОЖНО ПО ССЫЛКЕ: http://result.rikc.by/ru/free/Default.aspx

свернуть

Памятка участнику централизованного тестирования

ПАМЯТКА УЧАСТНИКУ ЦЕНТРАЛИЗОВАННОГО ТЕСТИРОВАНИЯ 

  1. Общие положения

1.1. Пропуск для участия в централизованном тестировании (далее – ЦТ) считается зарегистрированным, если на нем имеется печать учреждения, определенного пунктом проведения ЦТ, подпись уполномоченного представителя пункта регистрации и указан регистрационный номер. В случае утери пропуска выдается дубликат.

1.2. Абитуриент ИМЕЕТ ПРАВО:

зарегистрироваться для прохождения ЦТ не более чем по четырем учебным предметам;

сдать пропуск или обменять его на пропуск по другому учебному предмету до окончания срока регистрации;

пользоваться только на  ЦТ по химии и физике  непрограммируемым калькулятором, который не является средством хранения, приема и передачи информации, имеет исключительно однострочный  цифровой дисплей (не допускающий отображения графической информации) и способен осуществлять основные арифметические действия (сложение, вычитание, умножение, деление, возведение в степень, вычисление квадратного корня).

1.3. Абитуриент, не явившийся на  ЦТ по уважительным причинам (болезнь или другие непредвиденные обстоятельства, препятствующие участию в  ЦТ и подтвержденные документально), проходит его в резервные дни, предварительно перерегистрировавшись в установленный период в одном из пунктов, обеспечивающих регистрацию для участия в  ЦТ в резервные дни (Белорусский государственный университет, ГУВПО «Белорусско-Российский университет», УО «Брестский государственный технический университет», УО «Гродненский государственный университет им. Я. Купалы», УО «Витебский государственный технологический университет», УО «Гомельский государственный технический университет им. П.О. Сухого»).

1.4. Абитуриент прибывает в пункт тестирования не позднее чем за 30 минут до начала ЦТ, имея при себе зарегистрированный пропуск, документ, удостоверяющий личность (паспорт или вид на жительство в Республике Беларусь, удостоверение беженца, справку, выдаваемую в случае утраты (хищения) документа, удостоверяющего личность), ручку (гелевую или капиллярную) с чернилами черного цвета, калькулятор (только на  ЦТ по физике и химии).

Абитуриент, прибывший на  ЦТ после вскрытия пакета с педагогическими тестами, в аудиторию не допускается.

При получении экзаменационных материалов абитуриент обязан убедиться в соответствии номера варианта бланка ответов номеру варианта педагогического теста. Абитуриент обеспечивает сохранность экзаменационных материалов с момента получения до передачи организаторам.

1.5. Абитуриенту ЗАПРЕЩАЕТСЯ:

проносить, а также использовать в аудиториях, где проводится ЦТ, любые предметы,  кроме документа, удостоверяющего личность, пропуска, ручки (гелевой или капиллярной) с чернилами черного цвета;

фальсифицировать данные в области регистрации бланка ответов;

меняться местами, экзаменационными материалами, использовать помощь других лиц для выполнения тестовых заданий.

Абитуриент, нарушающий требования проведения ЦТ, отстраняется от участия в  ЦТ по данному учебному предмету.

 

  1. Правила заполнения бланка ответов

2.1. Информация, внесенная в бланк ответов, обрабатывается ЭВМ автоматически, поэтому при заполнении бланка ответов необходимо точно соблюдать установленный порядок.

2.2. Информация в бланк ответов вписывается только в специально определенные поля. Каждое поле бланка ответов заполняется, начиная с первой клеточки. Оставшиеся свободными клеточки поля заполнять не следует.

2.3. Цифры и буквы вписываются в поля бланка ответов  в соответствии с образцами написания символов, расположенными в верхней части бланка ответов или инструкции к тесту.

2.4. Бланк ответов заполняется только черными чернилами.

2.5. Область регистрации бланка ответов заполняется абитуриентом на том государственном языке, на котором подано заявление при его регистрации. Подпись абитуриента не должна выходить за линии ограничительной рамки.

2.6. Нельзя исправлять метку графическим способом (заштриховывать), замазывать корректирующей жидкостью.

2.7. Область ответов на задания части А состоит из горизонтального ряда номеров заданий теста. Под каждым номером задания расположен:

вертикальный столбик из пяти клеточек. Для внесения ответа, который абитуриент считает правильным, под номером задания он должен поставить метку в ту клеточку, номер которой соответствует номеру выбранного им ответа. При заполнении области ответов на задания части А следует строго соблюдать инструкции, приведенные в тесте (ко всем заданиям, группе или отдельным заданиям).

Ответы на задания части В необходимо записывать справа от номера тестового задания в области ответов, предназначенной для кратких ответов на тестовые задания.

Ответ дается только в краткой форме (слово, словосочетание или целое число). Каждая цифра, буква или знак минус (если число отрицательное) записывается в отдельную клеточку.

Ответ, состоящий из двух слов, пишется слитно, без дефиса, пробела или другого разделительного знака. Если букв в таком слове окажется больше, чем клеточек в поле ответа, то вторую часть слова можно писать плотнее, с меньшим расстоянием между буквами (не соблюдая попадания в клеточки). Слово следует писать полностью.

Ответ (слово или словосочетание) дается в форме (род, число, падеж), определяемой условием тестового задания, и на языке, избранном для сдачи экзамена. Орфографические ошибки в ответе недопустимы.

Числовой ответ в виде дроби округляется до целого числа по правилам математического округления.

Запрещается записывать ответ в виде математической формулы или выражения, указывать названия единиц измерения (градусы, проценты, метры, тонны и др.), давать словесные заголовки или комментарии к числу.

Использование экзаменационных материалов для рабочих записей недопустимо.

Недопустимо также использование ненормативной лексики и иное умышленное нарушение установленного порядка заполнения бланка ответов.

2.8. Отмена ошибочных меток выполняется в полях «Отмена ошибочных меток». Для отмены ошибочного и указания верного ответа необходимо отменить метку ошибочно выбранного ответа и поставить другую метку в нужной клеточке, соответствующей данному заданию. Отмена одной метки осуществляется заполнением одного поля в области «Отмена ошибочных меток». В поле «Вопрос» указывается номер задания с ошибочно выбранным ответом, затем в поле «Метка» указывается порядковый номер ошибочно поставленной метки. Если для записи номера задания нужна только одна цифра, то вторая клеточка поля «Вопрос» остается пустой. Для одного задания можно отменить несколько ошибочных меток, используя для отмены каждой метки новое поле. Отменить можно не более шести ошибочных меток во всех  заданиях части А. Поэтому ставить метку нужно только после окончательного выбора правильного ответа в задании.

Замена ошибочных кратких ответов в  заданиях части В и указание правильного ответа производится в соответствующем поле. Для замены ошибочного ответа необходимо указать номер неверно выполненного задания и записать правильный ответ. Заменить можно не более двух ошибочных ответов.

2.9. При сдаче заполненного бланка ответов и других экзаменационных материалов абитуриент предъявляет лицу, обеспечивающему проведение  ЦТ в аудитории, свой пропуск, на котором ставится отметка «Централизованное тестирование прошел(-ла)».

  1. Результаты централизованного тестирования

3.1. Претензии к результатам  ЦТ по причине нарушения абитуриентом порядка заполнения бланка ответов не рассматриваются.

3.2. Информацию о результатах ЦТ можно получить на сайте УО «Республиканский институт контроля знаний» по адресу: www.rikc.by 

УО РИКЗ обеспечивает оперативное информирование о результатах ЦТ посредством мобильной связи с использованием SMS-запросов на номер 5050. Услуга реализована в виде интерактивного сервиса SMS-подписки и доступна для абонентов VELCOM, MTC, LIFE. Данная услуга платная.

3.3. Сертификат выдается в обмен на зарегистрированный пропуск с отметкой «Централизованное тестирование прошел(-ла)» при предъявлении документа, удостоверяющего личность, с которым абитуриент проходил  ЦТ и номер которого будет указан в сертификате.    

3.4. В случае использования ненормативной лексики и иного умышленного нарушения установленного порядка заполнения абитуриентом бланка ответов данные бланки ответов не подлежат обработке. Абитуриентам, допустившим данный вид нарушения, сертификат не выдается.

Желаем успехов!

свернуть

Порядок заполнения бланка ответов

Информация в бланк ответов записывается только в специально определенные поля черными чернилами (гелевой или капиллярной ручкой). Каждое поле заполняется, начиная с первой клеточки. Цифры и буквы вписываются в соответствии с образцами написания, расположенными в верхней части бланка ответов (рис. 1). Случайные и не определенные инструкцией пометки недопустимы.

ПОРЯДОК ЗАПОЛНЕНИЯ БЛАНКА ОТВЕТОВ

Рис. 1 

Бланк ответов состоит из области регистрации и области ответов. В области регистрации (рис. 2) расположены:

ПОРЯДОК ЗАПОЛНЕНИЯ БЛАНКА ОТВЕТОВ

ПОРЯДОК ЗАПОЛНЕНИЯ БЛАНКА ОТВЕТОВ

Рис. 2

  • поля, заполняемые абитуриентом по указанию ответственного организатора в аудитории (табл. 1, 2):

Таблица 1

Код пункта тестирования: указывается код пункта проведения тестирования в соответствии с кодировкой РИКЗ

Например: 101 (БНТУ)

Корпус: указывается номер (название) корпуса пункта проведения тестирования, в котором абитуриент проходит централизованное тестирование

Например: 1

Номер аудитории: указывается номер аудитории пункта проведения тестирования, в которой абитуриент проходит централизованное тестирование

Например: 45

 

 Таблица 2

Предмет

Код предмета

Сокращенное название предмета на русском языке

Сокращенное название предмета на белорусском языке

Русский язык

01

РУС

Белорусский язык

02

БЕЛ

Физика

03

ФИЗ

ФIЗ

Математика

04

МАТ

МАТ

Химия

05

ХИМ

ХIМ

Биология

06

БИО

БIЯ

Английский язык

07

АНГ

АНГ

Немецкий язык

08

НЕМ

НЯМ

Испанский язык

09

ИСП

ICП

Французский язык

10

ФРА

ФРА

История Беларуси

11

ИСТ

ГIC

Обществоведение

12

ОБЩ

ГРА

География

13

ГЕО

ГЕА

Всемирная история (новейшее время)

14

ВИС

СГI

Китайский язык

15

КИТ

КІТ

 

  • поля, заполняемые абитуриентом самостоятельно (табл. 3):

Таблица 3

Фамилия,

имя,

отчество

Указывается информация из документа, удостоверяющего личность (паспорт, или вид на жительство в Республике Беларусь, или удостоверение беженца, или справка, выдаваемая в случае утраты (хищения) документа, удостоверяющего личность)

Серия

Указывается серия документа, удостоверяющего личность (паспорт, или вид на жительство в Республике Беларусь, или удостоверение беженца, или справка, выдаваемая в случае утраты (хищения) документа, удостоверяющего личность)

Номер

Указывается номер документа, удостоверяющего личность (паспорт, или вид на жительство в Республике Беларусь, или удостоверение беженца, или справка, выдаваемая в случае утраты (хищения) документа, удостоверяющего личность)

Дата

Указывается дата проведения централизованного тестирования

Подпись

Абитуриент ставит свою подпись, удостоверившись в соответствии номера варианта бланка ответов номеру варианта педагогического теста. Подпись абитуриента на бланке ответов не должна выходить за линии ограничительной рамки (окошка)

 

Область ответов состоит из части А и части В.

Область ответов части А включает два поля.

Поле I (рис. 3) – горизонтальный ряд номеров тестовых заданий, под каждым из которых расположены вертикальные столбики из пяти клеточек для обозначения меткой выбранного ответа. 

ПОРЯДОК ЗАПОЛНЕНИЯ БЛАНКА ОТВЕТОВ

Рис. 3

Образец метки (×) приведен в бланке ответов. Линии метки не должны 
быть толстыми. Если стержень ручки оставляет слишком жирную линию, вместо 
двух черт нужно провести только одну (любую) диагональ в клеточке 
( или ). Запрещено исправлять метку графическим способом (заштриховывать) или замазывать корректирующей жидкостью.

При внесении ответа абитуриент под номером тестового задания должен поставить метку в той клеточке, номер которой соответствует номеру выбранного им варианта ответа.

Поле II (рис. 4) – область отмены ошибочных меток (часть А). 

ПОРЯДОК ЗАПОЛНЕНИЯ БЛАНКА ОТВЕТОВ

 Рис. 4

         В одном тестовом задании можно отменить несколько ошибочных меток, но не более шести. Для отмены ошибочной метки необходимо:

  • указать номер тестового задания (см. рис. 4, сноска 1)и номер ошибочной метки (см. рис. 4, сноска 2);
  • поставить метку в нужной клеточке столбика тестового задания (см. рис. 3, сноска 1).

Область ответов части В включает два поля.

Поле I (рис. 5) – область для записи ответов на задания. 

ПОРЯДОК ЗАПОЛНЕНИЯ БЛАНКА ОТВЕТОВ

Рис. 5

Ответы на задания части В необходимо записывать справа от номера тестового задания. Ответ в этой части дается в соответствии с условием тестового задания (слово, словосочетание, сочетание букв и цифр, цифр или целое число). Каждая цифра, буква или знак «минус» (если число отрицательное) записывается в отдельной клеточке.

Ответ, состоящий из нескольких слов, записывается слитно, без дефиса, пробела или другого разделительного знака. Если в таком ответе букв будет больше, чем клеточек в поле ответа, то последнее слово следует писать убористо (не соблюдая попадания букв в клеточки, чтобы слово вместилось полностью).

Ответ (слово или словосочетание) дается на языке и в форме (род, число, падеж), которые определяются условием тестового задания. Ответ, в котором абитуриент допустил орфографические ошибки, не засчитывается как правильный.

Недопустимо записывать ответ в виде математической формулы или выражения, указывать названия единиц измерения (градусы, проценты, метры, тонны).

Поле II (рис. 6) – область замены ошибочных ответов на задания (часть В). 

ПОРЯДОК ЗАПОЛНЕНИЯ БЛАНКА ОТВЕТОВ

 Рис. 6

Заменить можно не более двух ошибочных ответов. Для замены ошибочного и записи верного ответа необходимо:

  • указать номер тестового задания, на которое был дан ошибочный ответ (см. рис. 6, сноска 1);
  • записать правильный ответ (см. рис. 6, сноска 2).

Претензии к результатам централизованного тестирования по причине нарушения абитуриентом порядка заполнения бланка ответов не рассматриваются.

свернуть

Спецификации тестов ЦТ по всем учебным предметам

 

СПЕЦИФИКАЦИИ ТЕСТОВ ЦТ ПО ВСЕМ УЧЕБНЫМ ПРЕДМЕТАМ

— В ПОМОЩЬ АБИТУРИЕНТАМ И ПЕДАГОГАМ

Что это такое?

Спецификация Министерства образования РБ теста ЦТ по учебному предмету — это официальный документ ведомства, в котором определены и подробно описаны:

  1. Содержание и структура теста.
  2. Количество заданий в одном варианте теста.
  3. Типы заданий.
  4. Уровни сложности и распределение заданий по ним.
  5. Подробное описание тем, задание по которым будут предложены в каждом тесте.
  6. Время, отведенное на выполнение теста.

Зачем нужна спецификация?

Ознакомиться со спецификацией по учебному предмету необходимо каждому абитуриенту, который планирует писать тест по нему на ЦТ, чтобы правильно распределить свое время для подготовки и более качественно подготовиться к тестированию, уделив внимание именно тем темам, которые указаны в документе.

Ознакомиться со спецификациями также необходимо каждому преподавателю, учителю и репетитору, кто занимается подготовкой выпускников и старшеклассников – будущих абитуриентов – к централизованному тестированию.

 

Спецификации экзаменационных (тестовых) работ по учебным предметам для проведения централизованного экзамена и централизованного тестирования в 2024 году

свернуть

Видеоматериалы по ЦТ

Уважаемые выпускники и учащиеся старших классов! 

Преедлагаем вашему вниманию видеофильм (48 минут) о порядке проведения ЦЕНТРАЛИЗОВАННОГО ТЕСТИРОВАНИЯ, созданный Республиканским Институтом Контроля Знаний.

Содержание фильма:

  1. Из истории тестирования
  2. Подготовка тестовых материалов
  3. Банк тестовых заданий
  4. Типы и формы тестовых заданий
  5. Конфиденциальность и информационная безопасность
  6. Обработка бланков ответов и выдача сертификатов
  7. Организация и проведение ЦТ в пунктах тестирования

ВИДЕОФИЛЬМ ДОСТУПЕН ПО ССЫЛКЕ: https://youtu.be/J2F0VHGQBEg

А также С порядком заполнения бланка ответов централизованного тестирования вы можете также ознакомиться, посмотрев видео (9 минут) (ГрГУ имени Янки Купалы): https://youtu.be/bLbRMl6lsdI

 
свернуть

Психологическая подготовка к экзаменам

Психологическая подготовка к экзаменам

  • Необходимо внушить себе, что легкое волнение перед экзаменом - это вполне естественное и даже необходимое состояние. Оно мобилизует, настраивает на интенсивную умственную работу. Иногда отсутствие "предстартового" волнения даже мешает хорошим ответам.

  • Стоит научиться никогда не думать о провале на экзамене. Наоборот, надо мысленно рисовать себе картину уверенного, четкого ответа, полной победы.

  • Ответ должен звучать уверено, выразительно - это повлияет на оценку.

  • Надо понять: уверенность в себе приходит от сознания того, что ты хорошо подготовился и умеешь делать все, что от тебя требуется. То есть сосредоточиться нужно не на своей тревоге и ожидании ("повезет - не повезет"), а на подготовке и самопроверке перед экзаменом.

Подготовка к экзамену

  • Подготовь место для занятий: убери со стола лишние вещи, удобно расположи нужные учебники, пособия, тетради, бумагу, карандаши и т.п.
  • Можно ввести в интерьер комнаты желтый и фиолетовый цвета, поскольку они повышают интеллектуальную активность.
  • Составь план занятий. Для начала определи, кто ты - «сова» или «жаворонок», и в зависимости от этого максимально используй утренние или вечерние часы. Необходимо четко определить, что именно сегодня будет изучаться. Не вообще («немного позанимаюсь»), а какие именно разделы и темы.
  • Начни с самого трудного, с того раздела. Но если тебе трудно «раскачаться», можно начать с того материала, который тебе больше всего интересен и приятен.
  • Чередуй занятия и отдых, скажем, 40 минут занятий, затем 10 минут - перерыв.
  • Готовясь к экзаменам, никогда не думай о том, что не справишься с заданием, не ответишь на вопрос, а, напротив, мысленно рисуй себе картину триумфа.
  • Оставь один день перед экзаменом на то, что бы вновь повторить все планы ответов, еще раз остановиться на самых трудных вопросах.

Тактика ответа:

  1. Прочитайте весь билет до конца.
  2. Оцените, какой пункт для вас самый легкий.
  3. Наметьте последовательность решения пунктов по принципу от самого легкого к сложному.
  4. Если задача оказалась сложнее, чем вы думали, переходите к следующей. Решив другую , можно вернуться к первой.
  5. Следите по часам за временем, отведенным вами на каждый пункт.
  6. Напишите примерный план ответа на отдельном листе бумаги. Пишите даже то, что может вначале показаться ненужным, это поможет в процессе письма припомнить еще какие-нибудь факты. Если вам удастся это сделать, ваши нервы станут спокойнее, голова начнет работать более ясно и четко, ваша энергия теперь может быть направлена на ответ, на экзаменационный вопрос.
  7. Составление небольшого плана займет минут 20-25. Прикрепите листок с планом к листку с экзаменационным вопросом, и экзаменатор увидит, что у вас методический склад ума.
  8. Вашу работу будет легко читать и делать в ней пометки, если почерк четкий и понятный.
  9. Если возможно, сформулируйте краткий ответ на весь вопрос в первом же предложении, Вы дадите экзаменатору понять, что смысл вопроса вам ясен.
  10. Если вопрос состоит из нескольких частей, назовите каждую из них и подчеркните подзаголовки. Экзаменатор увидит, что вам есть, что вам есть что сказать по каждому пункту .
  11. Если вы ведете речь о гипотезах или включаете в свой ответ даты тех или иных событий, подчеркните их: знание дат сразу бросится в глаза экзаменатору.
  12. Удостоверьтесь, что в готом ответе есть вступление, основная часть и заключение.
  13. Если остается лишнее время, не торопитесь вставать.

Памятка для родителей,

дети которых готовятся к сдаче экзаменов

  1. Демонстрируйте детям свою озабоченность и заинтересованность предстоящими
  2. экзаменами.
  3. Выражая свое отношение к предстоящим экзаменам, избегайте крайностей - равнодушного, прохладного, безучастного отношения, а также слишком озабоченного, беспокойного и подавляющего самостоятельность вашего ребенка.
  4. Заранее совместно с сыном или дочерью обсудите тему подготовки к экзаменам и выработайте план подготовки, договорившись о порядке и последовательности освоения учебных тем или учебных навыков, о времени на подготовку в течение дня, о количестве учебного материала, который нужно освоить за день, о распорядке дня.
  5. Договоритесь со своим ребенком о том, чтобы за один-два месяца до окончания учебного года на подготовку к экзаменам ежедневно уделялось определенное количество времени - час, полтора, два.
  6. Контролируя процесс подготовки к экзаменам, опирайтесь на выработанный с ребенком план. Интересуйтесь, что за сегодня сделано, легко было или тяжело, какие возникают трудности и, если сделано недостаточно, то почему. Следить надо не за тем, чтобы ученик постоянно сидел за книгой или тетрадью, а за тем, чтобы он качественно выполнял план.
  7. Нужно помнить, что для повышения умственной работоспособности важны свежий воздух и солнечный свет.
  8. Особенно в последние дни перед экзаменами детей нужно оберегать от стрессов, недосыпания, переедания, избытка жирной, мясной и сладкой пищи. В рацион стараться включать больше овощей, зелени, фруктов и орехов.
 Рекомендации психолога для учащихся,

сдающих выпускные экзамены

  1. Начинайте готовиться к экзаменам заранее - за месяц-два до окончания учебного года, ежедневно уделяя этому занятию от получаса до нескольких часов.
  2. Заблаговременно составьте план подготовки к экзаменам и следуйте этому плану.
  3. Готовясь к устным экзаменам, старайтесь перефразировать основные мысли изучаемых текстов, переводя их с книжного языка на язык собственных мыслей. Этим будет достигаться более глубокое понимание и запоминание материала, исключающее бездумное зазубривание.
  4. Лучше всего запоминается информация, которая пропускается через три системы восприятия: визуальную, аудиальную и моторно-чувственную, Поэтому важно при заучивании каких-либо определений, дат, формул представлять их себе образно, а также запоминать на слух и записывать.
  5. Старайтесь не допускать мыслей о провале на экзамене, неверия в свои силы, а также состояний беспокойства и тревоги. Для того чтобы избавиться от навязчивых страхов и мыслей о провале нужно сосредоточиться на положительном образе, предварительно построив его. Так, после пробуждения утром и перед засыпанием вечером, а также один или несколько раз днем сосредоточьтесь и вообразите себя в обстановке заданного экзамена. Постарайтесь в воображении увидеть и почувствовать доброжелательных, приветливых экзаменаторов, добрых и уверенных одноклассников, себя в состоянии спокойствия, комфорта, полной уверенности, собранности и энергии. Воспроизводя этот образ, делайте его каждый раз все более ярким и жизненным, И каждый раз сознательно или случайно вспоминая об экзамене, старайтесь переживать по этому поводу только положительные состояния, заложенные в вышеописанный мыслеобраз.
  6. Для успешной сдачи экзаменов, как и для выполнения любого ответственного дела необходимо обладать большим потенциалом энергии. Когда потенциал энергии большой, то человек чувствует бодрость, внутреннюю легкость и раскрепощенность, живость, собранность, желание действовать, прилагать усилия, терпеливость и выносливость. Чтобы в процессе подготовки к экзаменам энергетический потенциал не понизился, а, может быть, даже возрос, необходимо соблюдать некоторые правила: а) хорошо высыпаться, особенно в ночь перед экзаменом; б) учебные занятия чередовать с физическими упражнениями, прогулками, работой, играми на свежем воздухе; в) избегать ссор, конфликтов, выяснения отношений и других стрессов; г) не злоупотреблять жирной, мясной, мучной и сладкой пищей, также крепким чаем, кофе.
  7. Не поддавайтесь искушению осуществлять подготовку к экзамену на речке, озере, в лесу или в поле, загорая, потому что в непривычных условиях качество подготовки будет гораздо ниже обычного.

Как помочь себе справиться со стрессом во время экзамена

Проверь себя:   Признаки стресса:

Физические: хроническая усталость, слабость, нарушение сна (сонливость или бессонница), холодные руки или ноги, повышенная потливость или выраженная сухость кожи, сухость во рту или в горле, аллергические реакции, речевые затруднения (заикания ), резкая прибавка или потеря  в весе, боли различного характера (в голове,  груди, животе, шее, спине).

Эмоциональные:  беспокойство,  сниженный фон настроения, частые слезы, ночные кошмары, безразличие  к  окружающим, близким, к собственной судьбе, повышенная возбудимость, необычная агрессивность, раздражительность, нервозность по пустяковым поводам.

Поведенческие:  ослабление памяти, нарушение концентрации внимания, невозможность сосредоточиться, неспособность к принятию решений,  потеря  интереса  к своему внешнему виду, навязчивые движения (кручение волос,  кусание  ногтей, притопывание ногой, постукивание пальцами и пр.), пронзительный нервный смех, постоянное откладывание дел на завтра, изменение  пищевых привычек (голодание или избыточное прием пищи), злоупотребление алкоголем, курением, лекарствами.

Если большинство этих симптомов у тебя присутствует, сделай выводы сам.            

Как ты можешь себе помочь?

Правильно дышать. Прежде всего, нужно обратить внимание на физиологические проявления волнения. Как правило, это учащенное дыхание, легкий озноб и так называемая «медвежья болезнь», заставляющая несчастного учащегося метаться между аудиторией и туалетом. Нормализовать ритм дыхания поможет простое упражнение: в течение нескольких минут следует дышать медленно и глубоко. Выдох должен в два раза длиннее вдоха.

Чтобы дыхание было ровным, нужно считать «про себя»: на три счета — вдох, на пять-шесть— выдох.

Нужно сесть поудобнее, закрыть глаза и, насколько это возможно, расслабить мышцы. Через 3-5 минут после начала дыхательных упражнений можно добавлять к ним формулы самовнушения: «Я — расслабляюсь — и — успокаиваюсь», синхронизируя их с ритмом  дыхания. При этом слова «Я» и «И» следует произносить на вдохе, а слова «Расслабляюсь» и «Успокаиваюсь» - на выдохе.

Разминайтесь сидя. Разминку можно делать, даже не выходя из-за стола. Для этого нужно сесть на стул, поставив ноги на пол. Спина прямая, руки вытянуты назад. Поднимите руки вверх и досчитайте до десяти. Расслабьтесь и повторите упражнение. Сидя в том же положении, руки вытяните перед собой на уровне плеч. Ладони направьте вверх и от себя. Теперь представьте, что вы толкаете стену, напрягая плечи. Задержитесь в этом положении и посчитайте до десяти. Расслабьтесь и повторите еще раз. Сядьте прямо и возьмитесь руками за сиденье стула. Потянитесь вверх, пока не почувствуете, что ваш позвоночник распрямился. Представьте, что вас за макушку подтягивают вверх. Посчитайте до десяти, расслабьтесь и повторите упражнение.

Продолжайте сидеть прямо и медленно поворачивайте голову из стороны в сторону. Сначала посмотрите за левое плечо, потом за правое. Затем наклоните голову к левому плечу, потом к правому. Выполните это  упражнение пять раз и расслабьтесь. Заканчивая разминку, расслабьте все тело. Для этого нагнитесь вперед, положите локти и предплечья на колени, ладони направьте вверх. Опустите голову, закройте глаза, ровно и глубоко дышите в течение минуты. Почувствуйте, как уходит напряжение из шеи, плеч, спины и ног. Есть несколько упражнений, цель которых – избавить вас от подобных неожиданностей.

1. Это упражнение знакомо всем с детства: руки вытягиваются вперед, ноги поочередно поднимаются и касаются ладони противоположной руки.

2. Подойдут и «цыганские шаги»:   нога сгибается в колене, идет назад. Противоположная рука бьет по пятке

Перекрестные движения помогают восстановить гармоничную работу обоих полушарий. Как известно, правое полушарие управляет левой половиной тела, а левое – правой. Делая движения, в которых задействованы обе половины тела, мы невольно заставляем «включаться» в работу оба полушария Специально разработаны перекрестные упражнения, которые нетрудно выполнять сидя за партой. Например: правую руку кладем на левое колено, поднимаем левую пятку, опускаем и снова поднимаем. И так несколько раз. Затем меняем руку и ногу.

Скажите «Стоп», если вы почувствовали, что вами овладевает паника, немедленно запретите тревожным мыслям засорять сознание. Скажите ему “Стоп!”  Это слово должно быть произнесено как команда,  желательно вслух и должно отрезвить вас, остановив сползание в бездну волнений. Паника никуда, кроме тупика не заведет - напомните об этом!

Помимо дыхательных упражнений и формул самовнушений перед экзаменом можно использовать и другие приемы, например, необходимо оттаскать себя за волосы, расположенные на затылке. Или, по крайней мере, помассировать эту область головы. В результате стимулируется большое количество расположенных там активных точек. Такой простой прием помогает существенно повысить сообразительность.

Смехом тоже можно "ударить" по стрессу. Малазийские ученые установили, что смех не только продлевает жизнь, но и снимает стресс; улучшает аппетит и работоспособность, нормализует сон. На протяжении девяти дней 30 учащихся проходили курс смехотерапии перед экзаменами. Эти занятия включали в себя обучение особым дыхательным приемам, имитирующим смех человека. По словам учащихся, физически они ощущали себя гораздо лучше, чем обычно.

Научитесь зевать! Кислородное голодание - одно из самых негативных последствий стресса. Оно вызывает быстрое утомление, головную боль, снижает работоспособность. Не секрет, что занятия должны проходить в хорошо проветриваемых помещениях. Но так бывает не всегда. Увеличить скорость подачи кислорода в мозг можно простым способом: с помощью энергетической зевоты. Всех нас учили, что зевать неприлично. Однако в стрессовой ситуации не только допустимо, но и полезно. Чтобы вызвать зевательный рефлекс, нужно средними пальцами рук помассировать лицевые мышцы (между ухом и щекой). Три-пять зевков достаточно для улучшения состояния.

Можно начертить на листе бумаги (лучше формата А4) от угла до угла крест в виде буквы «Х». И внимательно смотреть на него минуту-две. Когда глаза пытаются «сканировать» такое изображение, в работу включаются оба полушария.

Во время экзамена стресс можно ослабить с помощью упражнений, которые сжигают стрессовые гормоны. Для этого напрягите каждую мышцу своего тела как можно сильнее. Побудьте в таком состоянии пару секунд и расслабьтесь. Повторяйте до тех пор, пока не почувствуете, что вам стало легче.

Во время сильного нервного напряжения рекомендуется вдыхать успокаивающие запахи. Выработке гормона расслабления (серотонина) в мозге способствуют такие ароматы, как лаванда, мята, эвкалипт, жасмин, пихта. Достаточно капнуть несколько капель одного из этих ароматических масел на салфетку или носовой платок и глубоко вдохнуть, и вы сразу почувствуете успокоение. Учтите, что этот метод можно использовать в том случае, если у вас нет аллергии.

 Самый быстрый и наиболее эффективный способ преодоления ощущения стресса и паники – это закрыть глаза и сделать несколько медленных, глубоких вздохов. Такое дыхание успокоит всю вашу нервную систему.

Одновременно можно проговорить про себя «Я спокоен и расслаблен» или «Я знаю, что смогу это сделать, и сделаю  это хорошо!»

Приступ паники? Если начался приступ паники, со всей силы надуйте бумажный пакет, а затем вдохните этот воздух, наполненный углекислым газом. Если под рукой нет пакета, соедините ладони лодочкой и выполняйте это упражнение не более пяти раз.

 Массаж Организатор

Если возникает ситуация цейтнота, человеку необходимо в короткий срок мобилизовать все свои силы. Существуют методы быстрой мобилизации ресурсов и восстановления сил, например массаж активных точек.  Некоторые приемы такого массажа:

— массаж мочек ушей;

— надавливание большим пальцем на точку между нижней губой и подбородком;

— массаж переносицы и области «третьего глаза».

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ СНЯТИЯ ПРЕДЭКЗАМЕНАЦИОННОЙ ТРЕВОГИ

            Первым шагом к успеху в любом начинании является психологическая установка на успех, абсолютная уверенность в том, что цель будет достигнута. Необходимо приучать себя к успеху, удаче, сделать её привычной.

            Известно, что одна из причин, мешающих тревожным людям результативно выступать, состоит в том, что они в большей степени сосредоточены не на выполнении конкретной деятельности, а на том, какие возможны последствия. Поэтому неэффективно ставить перед собой цель типа: «Я должен получить отличную оценку» или «Я должен ответить во что бы то ни стало». Лучше сформулировать её конкретно: «Я должен  доказать теорему Пифагора».

            Рекомендуем использовать упражнение «Вдохновение». Его цель профилактическое или коррекционное воздействие на личность подростка, оказавшегося в тяжелой эмоциональной ситуации. Эти упражнения направлены на нейтрализацию страхов и опасений перед каким-либо ответственным действием (экзаменам).

            «Вдохновение» состоит в «репетировании» напряжённой ситуации обязательно в условиях успеха с использованием цветовых и пространственных представлений. Технические условия выполнения таких упражнений состоят в следующем:

  • выполнять эти упражнения необходимо утром или днём, но никогда – на ночь;
  • внимание тренирующегося фокусируется от большого и среднего круга внимания (широкие, просторные помещения) и спокойных цветовых представлений (голубые и фиолетовые тона) к малому кругу внимания (узкие, тесные помещения) и бодрящим цветам (красный, желтый, оранжевый);
  • выполнение упражнения сопровождается музыкой: вначале используется спокойная, плавная музыка, затем постепенно темп убыстряется.

Упражнение «вдохновения» чрезвычайно разнообразны и зависят от «репетируемой» ситуации, но схема их проведения всегда одна и та же.

Пример упражнения на тему «Ответственный экзамен».

Состояние, подлежащее коррекции: страх, опасения неудачи, неуверенность в своих знаниях. Время «репетиции»: утро или день (но не вечер накануне экзамена).

В начале упражнения необходимо добиться мышечного и психологического расслабления, гася страх и тревогу. С того момента, как начинаются «переходы» из просторных помещений вестибюля и коридоров в более тесные (аудитории, кабинет), происходит мобилизация, сужается и концентрируется внимание.

Музыкальное сопровождение: спокойная музыка.

Предлагаемые цвета: голубой, синий.

Инструкция исполнителю:

Представьте себе просторный холл или вестибюль института. Вы идете спокойно, уверенной походкой, без тени суетливости. Вы не думаете о предстоящем экзамене, не разрешаете себе никаких  вопросов или разговоров, относящихся к нему, и лишь улыбкой отвечаете на приветствия знакомых. Словом, вы «держитесь».

Затем вы переходите из вестибюля в коридор, из коридора в аудиторию, прилегающую к кабинету преподавателя, т.е. из просторных помещений в более тесные. По мере того, как вы это делаете, ваш шаг не убыстряясь, становится всё более и более четким, походка – всё более и более уверенной, осанка – прямой. Перед дверью экзаменатора вы усилием воли «вычеркиваете» все воспоминания о материале, который как вы думаете, позабыли или недостаточно выучили. Вы не думаете в эту минуту ни о чем, что относится к предстоящему предмету, в мозгу у вас – беспорядочная толкотня мыслей. Вы, разумеется, взволнованы, и это вполне естественно. Опасно не волнение перед экзаменом, а чрезмерное волнение, вызывающее растерянность и суетливость. Некоторая взволнованность необходима – она мобилизует.

Но вот вас вызвали, вы – перед столом экзаменатора. Не выбирая, вы берёте  первый попавшийся билет. Для вас все билеты равноценны, учебный материал вы знаете. И, действительно, вопросы билета, который достался вам, как раз те, которые нужны. Вы, собственно, могли бы отвечать и без подготовки, но не следует вести себя заносчиво – лучше сесть и привести свои мысли в порядок. И как только вы стали это делать, беспорядочный рой мыслей сменяется их плавным и ровным течением, знания, накопленные вами, всплывают в сознании в стройном порядке, и вы готовы в таком же стройном порядке их изложить…

Такое общее ощущение успеха, веры в силы и способности собственного ребёнка, совмещённое с четкой организацией режима дня, сбалансированным питанием, соблюдением простых рекомендаций по подготовке к экзаменам, помогут не только преодолеть стрессовую ситуацию самому школьнику, но и справиться родителям с рядом серьёзных проблем.

Упражнение «Могло быть хуже».

Возьмите чистый лист бумаги и напишите для себя маленькое сочинение. Кратко опишите свою рабочую или личную проблему. Причем, сейчас не важно, в какой сфере вашей жизни эта проблема находится. Выберите именно актуальную для Вас проблему, которая Вас мучает, не даёт спать по ночам и которая, как Вам кажется, не имеет решения. Затем подумайте о том, какие самые страшные и непоправимые последствия дальнейшее развитие этой проблемной ситуации могло бы иметь лично для Вас. Напишите для себя эти последствия. Например, Вы не сдадите ЦТ? Или Вы можете заболеть так, что будете многие годы прикованы к постели? Что ещё самого плохого для Вас могло бы случиться? А как Вы живете сейчас? Вы, оказывается, учитесь? И довольно успешно? Кроме того, Вы чувствуете себя довольно хорошо? Оказывается, не все так страшно? И ещё можно жить и бороться? И каждый раз, когда Ваша проблема захлёстывает Вас, когда Вам начинает казаться, что всё плохо и ничего уже нельзя изменить к лучшему, постарайтесь подумать о том, как могло бы быть ещё хуже. А затем вернитесь в свою реальную жизнь и посмотрите на нее с оптимизмом и радостью.

Упражнение «Убежище».

Представьте себе, что у Вас есть удобное и надежное убежище, в котором Вы всегда можете отдохнуть, когда захотите. Дорогу в это убежище знаете только Вы, никто другой Вас там не потревожит. Необязательно, чтобы это место существовало в жизни. Если у Вас нет такого убежища, придумайте его. Это может быть маленький деревенский домик в далёкой деревне или небольшая квартира на окраине города, о которой никто не знает. Это может быть все, что угодно. Это может быть даже космический корабль, уносящий Вас прочь от Земли… Мысленно представьте себе это место. Опишите, какие вещи в нем находятся, которые Вам нравятся и которые создают ваше жизненное пространство. Представьте, что Вы делаете, когда отдыхаете в своём убежище. Возможно, Вы слушаете музыку, смотрите на огонь в камине, читаете, рисуете или делаете что-то другое. Старайтесь подумать о тех занятиях, которые Вам наиболее приятны. В течение дня каждый раз когда Вы чувствуете себя особенно уставшим и начинаете нервничать, на несколько минут представляйте себя в своём убежище.

Упражнение «Сканирование тела».

3 раза в день в течении 3-х минут, приняв удобное положение, спросите себя:

Мой лоб сморщен?

Брови сдвинуты?

Челюсти стиснуты?

Губы сжаты?

Плечи ссутулены?

Руки напряжены?

Мышцы ног тверды? Пальцы ног поджаты?

Чувствую ли я дискомфорт в какой-либо части тела?

Действуйте!

Стресс вызывает затруднение дыхания, которое само вызывает стресс. Замкнутый круг! Распространённые ошибки дыхания: дыхание грудью и плечами с подтянутым животом, задержка дыхания.

Упражнение «Дыхание для новичков».

  1. Примите удобное положение;
  2. На счет 1-2-3 вдыхайте через нос, опуская диафрагму;
  3. На счет 1-2-3-4 выдыхайте, поднимая диафрагму;
  4. Делайте паузу перед следующим вдохом.

Упражнение «Дыхание дзен».

  1. Прилягте (ноги согнуты в коленях) закройте глаза, правую руку положите на живот, левую – на грудь;
  2. Вдыхайте медленно через нос так, чтобы правая рука поднималась, а левая слегка и после правой;
  3. Сделайте паузу и повторите;
  4. Дышать ежедневно по 10 мин., далее – сидя, стоя, пока такое дыхание не станет естественным.

Упражнение «Дыхание в чрезвычайных ситуациях».

  1. Вдыхайте медленно через нос, стараясь опустить диафрагму как можно ниже;
  2. Задержите дыхание на 6 секунд;
  3. Выдыхайте медленно через рот;
  4. Сделайте паузу, некоторое время дышите как обычно;
  5. Повторите процедуру 2-3 раза и займитесь делом.

Упражнение «Прогрессивная релаксация».

  1. Примите удобное положение, закройте глаза;
  2. Сократите мышцу, сохраняйте напряжение не более 10 с.;
  3. Быстро расслабьте мышцу, сохраняйте расслабление не менее 30 с.;
  4. Повторите п.2, п.3;
  5. Перейдите к другим мышцам.

Последовательность расслабления мышц:

  • правая кисть и рука: сжать кулак и согнуть руку;
  • левая кисть и рука;
  • лицо и голова: поднять брови, стиснуть челюсти, сжать губы;
  • шея и плечи: наклонить голову, поднять плечи;
  • спина: изогнуть спину;
  • правая нога и стопа: поднять ногу с носком на себя;
  • левая нога и стопа;
  • живот: напрячь пресс.

Существуют такие способы снятия напряжения в теле как массаж, зевки и потягивания, ванна и душ, сотрясения тела, прикладывание горячего полотенца к лицу, сон, плавание, баня, физическая нагрузка и т.д.

свернуть

Выпускные экзамены

 

Министерством образования 14 августа принято постановление № 263 «О перечне учебных предметов, по которым проводятся итоговые испытания, видах, формах и сроках проведения итоговых испытаний в 2023/2024 учебном году».

В частности, документом установлено, что в 2023/2024 учебном году по завершении обучения и воспитания на II ступени общего среднего образования итоговые испытания проводятся в основные сроки – с 3 по 10 июня 2024 г., в иные сроки – с 19 по 26 августа 2024 г. для учащихся, осваивающих содержание образовательной программы базового образования.

Девятиклассникам предстоит сдавать выпускные экзамены по:

  • белорусскому языку (изложение в письменной форме);
  • русскому языку (изложение в письменной форме);
  • математике (контрольная работа в письменной форме);
  • истории Беларуси (по билетам в устной форме).

По завершении обучения и воспитания на III ступени общего среднего образования итоговые испытания для учащихся, осваивающих содержание образовательной программы среднего образования, проводятся в виде централизованного экзамена в письменной форме.

Для испытаний по физике, математике, химии, биологии, иностранному языку (английский, немецкий, испанский, французский, китайский), истории Беларуси, всемирной истории (новейшее время), географии, обществоведению (по выбору учащегося) определены:

  • основные сроки – 27 мая 2024 г.;
  • резервные дни и иные сроки – в даты проведения централизованного тестирования в резервные дни;
  • иные сроки – 19 августа 2024 г.

Даты испытаний по белорусскому или русскому языкам (по выбору учащегося) следующие:

  • основные сроки – 30 мая 2024 г.;
  • резервные дни и иные сроки – в даты проведения централизованного тестирования в резервные дни;
  • иные сроки – 21 августа 2024 г.

 

свернуть

Куда пойти учиться?

Для выбора места обучения воспользуйтесь электронным справочником абитуриента "Азбука профориентации" http://kudapostupat.by/

 Информация о высших учебных заведениях Республики Беларусь, включает сведения о специальностях, правилах приема, результатах конкурса за предыдущий год: http://www.abiturient.by/

Словари, справочники о профессиях

http://www.kudapostupat.by/spec/all словарь профессий;

https://www.rabotka.ru/infoworker/ справочник профессий

ПЕРЕЧЕНЬ

высших учебных заведений Республики Беларусь

Брестская область

Брестский  государственный университет имени А.С. Пушкина

Web-site: http://www.brsu.by/

Брестский  государственный технический  университет

Web-site: www.bstu.by

Барановичский государственный университет

Web-site: www.BarSU.by

Полесский государственный университет

Web-site: www.psunbrb.by

Витебская область

Витебская ордена «Знак Почета» государственная академия ветеринарной медицины

Web-site: www.vsavm.com

Витебский государственный  университет имени П.М. Машерова

Web-site: www.vsu.by

Витебский государственный технологический университет

Web-site: www.vstu.vitebsk.by

Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет

Web-site: https://www.vsmu.by/

Полоцкий государственный университет

Web-site: www.psu.by

Гомельская область

Гомельский государственный университет имени Франциска Скорины

Web-site: http://new.gsu.by/

Белорусский государственный университет транспорта

Web-site: www.belsut.gomel.by

Гомельский государственный медицинский университет

Web-site: http://www.gsmu.by/

Гомельский государственный технический университет имени П.О.Сухого

Web-site: www.gstu.gomel.by

Мозырский государственный педагогический университет имени И.П.Шамякина

Web-site: http://mspu.by/

Гомельский инженерный институт  Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь

Web-site: http://ucp.by/

Гродненская область

Гродненский государственный университет имени Янки Купалы

Web-site: www.grsu.by

Гродненский государственный аграрный университет

Web-site: http://www.ggau.by

Гродненский государственный медицинский университет

Web-site: www.grsmu.by

Могилевская область

Белорусская государственная орденов Октябрьской Революции и Трудового Красного Знамени сельскохозяйственная академия

Web-site: www.baa.by

Могилевский государственный университет имени А.А.Кулешова

Web-site: https://msu.by/

Могилевский государственный университет продовольствия

Web-site: http://www.mgup.by/

Белорусско-Российский университет

Web-site: www.bru.mogilev.by

Город Минск

Академия управления при Президенте Республики Беларусь

Web-site: https://www.pac.by/

Академия Министерства внутренних дел Республики Беларусь

Web-site: www.academy.mia.by

Военная академия Республики Беларусь

Web-site: www.mod.mil.by

Белорусский государственный университет

Web-site: www.bsu.by

Белорусский государственный аграрный технический университет

Web-site: http://www.bsatu.by/ru

Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка

Web-site: www.bspu.unibel.by

Белорусский государственный медицинский университет

Web-site: www.bsmu.by

Белорусский государственный технологический университет

Web-site: https://www.belstu.by/

Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники

Web-site: www.bsuir.by

Белорусский государственный университет культуры и искусств

Web-site: www.buk.by

Белорусский государственный университет физической культуры

Web-site: www.sportedu.by

Белорусский государственный экономический университет

Web-site: www.bseu.by

Белорусский национальный технический университет

Web-site: www.bntu.by

Международный государственный экологический университет имени А.Д.Сахарова

Web-site: www.iseu.by

Университет гражданской защиты Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь

Web-site: http://ucp.by/

Белорусская государственная академия связи

Web-site: http://bsac.by/

Минский государственный высший радиотехнический колледж

Web-site: http://www.mgvrk.by/

Белорусская государственная академия авиации

Web-site: http://bsaa.by/

Минский государственный лингвистический университет

Web-site: www.mslu.by

Белорусский торгово-экономический университет потребительской кооперации

Web-site: http://www.i-bteu.by/

БИП – институт правоведения

Web-site: https://bip-ip.by/

Женский институт «ЭНВИЛА»

Web-site: www.envila.by

Институт парламентаризма и предпринимательства

Web-site: www.ipp.by

Институт предпринимательской деятельности

Web-site: http://www.uoipd.by/ru/

Институт современных знаний имени А.М. Широкова

Web-site: www.isz.minsk.by

Международный гуманитарно-экономический институт

Web-site: www.mgei.org

Международный институт трудовых и социальных отношений

Web-site: www.mitso.by

Минский институт управления

Web-site: www.miu.by

Частный институт управления и предпринимательства

Web-site: www.imb.by

ПЕРЕЧЕНЬ 

средних специальных учебных заведений Республики Беларусь

Брестская область

Брестский государственный медицинский колледж

Web-site: http://medicalbrest.by/

Брестский государственный колледж железнодорожного транспорта

Web-site:

Брестский государственный музыкальный колледж

Web-site:

Брестский государственный политехнический колледж

Web-site: http://bspc.brest.by/

Брестское государственное областное училище олимпийского резерва

Web-site:

Брестский филиал частного УО "Колледж бизнеса и права"

Web-site:

Барановичский технологический колледж Белкоопсоюза

Web-site: http://www.bartc.by/

Пинский государственный индустриально-педагогический

Web-site: http://uo-pgipk.by/

Витебская область

Витебский государственный технический колледж

Web-site: http://www.vgtk.by/

Новополоцкий государственный политехнический техникум

Web-site: http://www.ngpk.by/

Оршанский государственный механико-экономический колледж

Web-site: http://www.osmec.by/

Гомельская область

Гомельский государственный машиностроительный колледж

Web-site: http://www.uoggmk.by/

Мозырский государственный политехнический техникум

Web-site: http://www.mgpt.gomel.by/

Светлогорский государственный индустриальный колледж

Web-site: http://sgik.of.by/index.php/ru/

Гродненская область

Гродненский государственный политехнический колледж

Web-site: http://ggpk.by/

Лидский колледж учреждения образования «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы»

Web-site: https://ltk.grsu.by/

Волковысский государственный аграрный колледж

Web-site: http://www.vgak.by/

Минская область

Борисовский государственный политехнический колледж

Web-site: www.bgpk.moy.su

Молодечненский государственный политехнический колледж

Web-site: www.mgpk.by

Солигорский государственный горно-химический техникум

Web-site: www.sgght.belhost.by

Могилевская область

Могилевский государственный политехнический колледж

Web-site: www.politex.mogilev.by

Бобруйский Государственный автотранспортный колледж

Web-site: http://www.bgak.unibel.by

Климовичский государственный аграрный колледж

Web-site: www.klimovichi-kolleg.narod.ru

Могилевский государственный библиотечный колледж имени А.С.Пушкина

Web-site: www.mgbk.mogilev.by/

Город Минск

Филиал «Индустриально-педагогический колледж» учреждения образования «Республиканский институт профессионального образования»

Web-site: http://ipk.ripo.unibel.by

Минский государственный политехнический колледж

Web-site: www.mgpk.unibel.by

Минский государственный торговый колледж

Web-site: www.mgtk.narod.ru

Минский государственный автомеханический колледж

Web-site: http://mgak.ripo.unibel.by

 

РИКЗ меняет методику подсчета результатов ЦТ Читать полностью: https://news.tut.by/society/611820.html

 

 

свернуть