Министерство образования Республики Беларусь
Отдел по образованию Брестского райисполкома
Государственное учреждение образования
"Средняя школа д. Тельмы-1 им. А.Т. Федорука"
Если ваш ребенок самостоятельно перемещается в городском транспорте, то возникает необходимость подготовить его к этому этапу.
В автобусах, трамваях и маршрутках есть риск встретить фроттеристов – это мужчины, которые испытывают удовольствие, когда трутся гениталиями о других людей и различные части их тела.
Варианты поведения фроттеристов могут быть самые разнообразные – от бесконтактных любителей подойти поближе, держа руку в кармане, до наглецов, которые пользуются теснотой, и пытаются контактировать с вашим телом.
Чаще фроттеристы объектами своего преследования выбирают девочек, девушек и женщин. Но иногда им интересны и юноши, мальчики.
Поэтому, отправляя ребенка перемещаться по городу в общественном транспорте, напоминайте ребенку или подростку следующие простые истины.
Шаг 1. Важность умения отказывать.
Объясните, что иногда отказывать людям – это правильный поступок. Конечно, речь идет не об отказе маме помочь с ужином или отказе убраться в комнате. Нужно уметь сказать «нет», когда ребёнка просят поделиться какой-то вещью, а он не хочет или не может. Когда просят сделать что-то плохое. Когда заставляют делать то, что тебе не нравится или не подходит.
Например, если у ребенка аллергия на определенный продукт, он должен уметь в гостях говорить «нет», если ему предлагают блюдо с ним.
Шаг 2. Мое тело – моя территория.
Объясните ребёнку, что у человека есть абсолютное и полное право на его собственное тело. Никто не может заставить его сделать татуировку, проколоть пупок или пойти прыгать с тарзанки, ожидая травм и увечий. Даже если дело касается простых игр со сверстниками или объятий в семье, то нельзя заставлять малыша делать то, что он не хочет. Конечно, если только речь не идет о посещении врача.
Шаг 3. «Нет» - это не просто слово. Это принцип!
Это не только слово, но и твердый принцип. Скажите сыну или дочери, что отказывать надо с твердостью в голосе, прямо смотря собеседнику в глаза. Поза должна выражать уверенность в себе.
Шаг 4. Повторять нормально!
Скажите ребенку, что часто люди, которые хотят что-то от тебя добиться, начинают настаивать. Настаивать они могут по-разному. Кто-то ноет и жалуется, как ему плохо. Кто-то давит и требует. Кто-то просто монотонно просит, и просит, и просит. Кто-то подкупает и обещает какие-то приятности.
Поэтому иногда необходимо повторить «нет» несколько раз. Нужно уметь отказывать до тех пор, пока от ребёнка не отстанут. И даже если собеседник делает вид, что не слышит вас, вы не обязаны идти ему на уступки.
Шаг 5. Отказы не мешают дружбе!
Объясните ребёнку, что отказать – это не значит предать человека или его дружелюбное отношение. Когда дело касается дружбы, малыш должен понять, что это светлое чувство строится на добровольных отношениях. Когда одному хорошо, а другому плохо – это не про дружбу. Это про подчинение или использование.
В дружбе все взаимно. Один помогает другому, другой помогает первому. Но если ты не можешь помочь, то ты вправе отказать, и друг может тебя понять. Друзья прислушиваются друг к другу и учитывают желания друг друга.
Если ваша дочь часто слышит от подружки: «Если не дашь мне надеть твои сережки, я больше с тобой не дружу», то есть повод задуматься, а было ли это дружбой.
Шаг 6. Умение называть вещи своими именами.
Старайтесь понемногу учить ребенка не только отказывать, но и аргументировать свою позицию. Это непросто для маленьких детей, но мы можем учить их усложнять свои объяснения по мере взросления.
Объяснять, что именно ему не нравится в той просьбе, с которой к нему обращаются.
Например, объяснения самых маленьких детей около 3 лет могут звучать так:
«Нет, это мое» «Нет, я не буду, мне это не нравится» «Нет, мама мне не разрешает».
В 4-5 ребенок может объяснить чуть больше:
«Я не буду делать это, мне это не нравится» «Спасибо, мне это нельзя» «Обижать других плохо. Я не буду так делать»
В 6-7 лет, ребенок может опираться на понятия справедливости:
«Я не буду убирать за тобой мусор, потому что это ты его оставил». «Я не буду класть кнопку на его стул. Он мне тоже не нравится, но делать так неправильно».
Дети 8-12 лет могут уже более сложно оценивать ситуацию.
«Да, учитель ушел и оставил деньги на столе. Мы одни в классе, никто не узнает, что это мы их взяли. Но это воровство, а меня учили вести себя правильно».
Все эти фразы стоит не только рассказать малышу, но и проиграть их в реальных ситуациях, чтобы он был готов к ним.
Шаг 7. Умение сказать «нет» и безопасность.
Объясните ребёнку, что слово «нет» увеличивает личную безопасность. Отказ – это не трусость. Иногда для отказа нужно больше храбрости, чем для согласия. Особенно если идешь на противостояние с большой группой людей. Отказ не сделает вашего ребёнка одиноким, ведь у него всегда будете вы, другие родственники и настоящие друзья, которые будут уважать его за то, что он имеет свое мнение.
Как отработать умение говорить «нет» на практике?
Упражнение «Зеркало».
Встаньте перед зеркалом или возьмите его в руки и попросите ребенка выполнить одно простое задание.
Что бы вы ни предлагали, ребенку нужно сохранять уверенную интонация, смотреть в прямо «в зеркало» и повторять слово «нет». По желанию, можно добавить хмурые брови.
Предлагайте ребенку что-то, что может быть веселым, но делать такое нельзя. Уговаривайте и давите. Просите и подлизывайтесь.
Примеры просьб:
- «Подари мне свою самую любимую игрушку». В ответ пообещайте что-то грандиозное. Понойте.
- «Давай возьмем у мамы в кошельке деньги и купим много-много конфет». Перечисляем любимые сладости, рассказываем, какими они будут вкусными. Как мама ничего не узнает.
- «А давай не будем делать домашку!»
- «Давай сбежим с уроков и никому не скажем!»
- «Давай будем бросать пакеты с водой с 15-го этажа!»
- «А покажи мне, что у тебя под трусами»
- «Давай залезем на крышу. А слабо пройти по бортику?»
Выбирайте те фразы, которые подходят по возрасту и добавляйте те, что соответствуют сложным для вашего ребенка ситуациям.
Упражнение «Глаза в глаза»
Сделайте то же самое, но на этот раз попросите ребенка смотреть вам в глаза.
Упражнение «Аргументы»
Теперь задача ребенка – чуть сложнее. Ему нужно объяснить, почему он не хочет делать то, что вы предлагаете.
Если ребенок испытывает ступор, подскажите ему и вместе с ним найдите лучший вариант ответа. Иногда это может быть аргумент в стиле «Потому что я так решил, и точка» - такой вариант тоже должен быть в арсенале у р
Секстинг – обмен фото интимного содержания. Онлайн-груминг - формирование доверительных отношений с ребенком с целью его сексуальной эксплуатации/сексуального насилия. В онлайн-груминге цель - получить интимные фото/видео ребенка для последующего шантажа и вымогательства у него денег/более интимных материалов или встреч.
Как защитить ребенка от опасности секстинга?
Шаг 1. Осознайте сами, в чем опасность секстинга:
Зависимость от шантажа и риск принуждения к нежелательным действиям
Подрыв самооценки, нервное истощение, страх и стыд, депрессивные и тревожные симптомы
Подрыв репутации и риск буллинга или кибербуллинга – травли в сети
Риск суицида. Если ребенок попадает в безвыходную ситуацию, мы знаем, как он может попробовать ее решить.
Шаг 2. Объясните ребенку, почему так делать нельзя:
Исходная истина: все, что попадает в интернет, там и остается. Ваш ребенок должен это знать! «Однажды ты захочешь устроиться на работу или поделиться своими достижениями, а это информация может скомпрометировать тебя».
Если кто-то увидит твои интимные фото, тебя могут шантажировать.
Если кто-то увидит твои интимные фото, он может показать их кому-то еще. Даже если не захочет этого, кто-то может надавить на твоего друга.
Во многих странах создание и распространение порнографического материала – уголовное преступление.
Шаг 3. Установите правила обмена сообщениями:
Мы не отправляем фото и видео людям, которых знаем только через сеть. Мы не отправляем личные фото, фото своей комнаты, интимное селфи никому и ни при каких обстоятельствах.
Чтобы понять, какое фото можно отправить, а какое нет, можно воспользоваться «тестом билборда» - отправлять только те фотографии, видеоролики или даже текст, которые готов увидеть на стенах своей школы.
Шаг 4. Обсудите с ребенком, как действовать, если его попросят отправить интимное селфи.
Напомните ребенку о том, как говорить «нет» - иногда можно делать это аргументированно, иногда нет. Обсудите ситуацию, если на ребенка продолжают давить, манипулировать и шантажировать. В таком случае, пусть обязательно рассказывает вам, чтобы посоветоваться, как вести себя. Еще один вариант – заблокировать аккаунт такого собеседника, прекратить с ним общение. Если это близкий друг и страшно сказать родителям, то хотя бы посоветоваться с кем-то из взрослых, кому ребенок доверяет.
Шаг 5. Используйте видео для обсуждения с ребенком
Рус женский вариант https://youtu.be/fRELkyfHUdg
Рус мужской вариант https://youtu.be/zq8nibiv9K8
Обязательно просмотрите видео сначала самостоятельно и определите, подходят ли они вашему ребенку!
Как действовать, если секстинг произошел. Информация для ребенка.
Необходимо прекратить переписку
Не отправлять фото или деньги
Не встречаться с преступником в реальной жизни
Сделать копию переписки
Обратиться к доверенному взрослому (родные, учитель, школьный психолог, социальный педагог)
Обратиться вместе в полицию.
Если нужна помощь и тяжело рассказать взрослым, позвонить на детскую горячую линию.
Как действовать, если секстинг произошел. Информация для взрослых:
Пожалуйста, не ругайте ребенка
Постарайтесь не смотреть на интимные фото – это травмирует ребенка повторно
Не удаляйте переписку, сделайте копии или скрины
Обратитесь в полицию
Если задействованы ученики класса, обратитесь к педагогам и админиистрации школы, чтобы остановить или предупредить буллинг.