Дом без насилия

Как защитить себя в транспорте

Если ваш ребенок самостоятельно перемещается в городском транспорте, то возникает необходимость подготовить его к этому этапу.

В автобусах, трамваях и маршрутках есть риск встретить фроттеристов – это мужчины, которые испытывают удовольствие, когда трутся гениталиями о других людей и различные части их тела.

Варианты поведения фроттеристов могут быть самые разнообразные – от бесконтактных любителей подойти поближе, держа руку в кармане, до наглецов, которые пользуются теснотой, и пытаются контактировать с вашим телом.

Чаще фроттеристы объектами своего преследования выбирают девочек, девушек и женщин. Но иногда им интересны и юноши, мальчики.

 

Поэтому, отправляя ребенка перемещаться по городу в общественном транспорте, напоминайте ребенку или подростку следующие простые истины.

  1. Никто и ни при каких обстоятельствах не имеет право использовать твое тело ради своего удовольствия. Если кто-то нарушает твои границы: наваливается, давит, трется или просто смотрит и мастурбирует – это неправильно, это нехорошо. Такие действия возможны только при взаимном согласии.
  2. Если такие действия состоялись – это не твоя вина, это ответственность человека, который нарушает границы.
  3. Если это происходит, необходимо отодвинуться от такого человека на максимальное расстояние.
  4. Возможно, стоит выйти на ближайшей остановке и пересесть на следующий автобус, троллейбус, трамвай.
  5. Если действие не прекращается, необходимо резко обернуться и громко сказать: «Прекратите об меня тереться!». Скорее всего, тебя поддержат другие пассажиры.
  6. Если ты стесняешься сказать такое, крикни: «Осторожно! Здесь карманник! Он только что попытался засунуть руку мне в карман!»
  7. Если есть возможность, обратись к ближайшему милиционеру.

 

 

свернуть

Как научить ребенка говорить «нет»

Шаг 1. Важность умения отказывать.

Объясните, что иногда отказывать людям – это правильный поступок. Конечно, речь идет не об отказе маме помочь с ужином или отказе убраться в комнате. Нужно уметь сказать «нет», когда ребёнка просят поделиться какой-то вещью, а он не хочет или не может. Когда просят сделать что-то плохое. Когда заставляют делать то, что тебе не нравится или не подходит.

Например, если у ребенка аллергия на определенный продукт, он должен уметь в гостях говорить «нет», если ему предлагают блюдо с ним.

 

Шаг 2. Мое тело – моя территория.

Объясните ребёнку, что у человека есть абсолютное и полное право на его собственное тело. Никто не может заставить его сделать татуировку, проколоть пупок или пойти прыгать с тарзанки, ожидая травм и увечий. Даже если дело касается простых игр со сверстниками или объятий в семье, то нельзя заставлять малыша делать то, что он не хочет. Конечно, если только речь не идет о посещении врача.

 

Шаг 3. «Нет» - это не просто слово. Это принцип!

Это не только слово, но и твердый принцип. Скажите сыну или дочери, что отказывать надо с твердостью в голосе, прямо смотря собеседнику в глаза. Поза должна выражать уверенность в себе.

 

Шаг 4. Повторять нормально!

Скажите ребенку, что часто люди, которые хотят что-то от тебя добиться, начинают настаивать. Настаивать они могут по-разному. Кто-то ноет и жалуется, как ему плохо. Кто-то давит и требует. Кто-то просто монотонно просит, и просит, и просит. Кто-то подкупает и обещает какие-то приятности.

Поэтому иногда необходимо повторить «нет» несколько раз. Нужно уметь отказывать до тех пор, пока от ребёнка не отстанут. И даже если собеседник делает вид, что не слышит вас, вы не обязаны идти ему на уступки.

 

Шаг 5. Отказы не мешают дружбе!

Объясните ребёнку, что отказать – это не значит предать человека или его дружелюбное отношение. Когда дело касается дружбы, малыш должен понять, что это светлое чувство строится на добровольных отношениях. Когда одному хорошо, а другому плохо – это не про дружбу. Это про подчинение или использование.

В дружбе все взаимно. Один помогает другому, другой помогает первому. Но если ты не можешь помочь, то ты вправе отказать, и друг может тебя понять. Друзья прислушиваются друг к другу и учитывают желания друг друга.

Если ваша дочь часто слышит от подружки: «Если не дашь мне надеть твои сережки, я больше с тобой не дружу», то есть повод задуматься, а было ли это дружбой.

Шаг 6. Умение называть вещи своими именами.

Старайтесь понемногу учить ребенка не только отказывать, но и аргументировать свою позицию. Это непросто для маленьких детей, но мы можем учить их усложнять свои объяснения по мере взросления.

Объяснять, что именно ему не нравится в той просьбе, с которой к нему обращаются.

Например, объяснения самых маленьких детей около 3 лет могут звучать так:

«Нет, это мое» «Нет, я не буду, мне это не нравится» «Нет, мама мне не разрешает».

В 4-5 ребенок может объяснить чуть больше:

«Я не буду делать это, мне это не нравится» «Спасибо, мне это нельзя» «Обижать других плохо. Я не буду так делать»

В 6-7 лет, ребенок может опираться на понятия справедливости:

«Я не буду убирать за тобой мусор, потому что это ты его оставил». «Я не буду класть кнопку на его стул. Он мне тоже не нравится, но делать так неправильно».

Дети 8-12 лет могут уже более сложно оценивать ситуацию.

«Да, учитель ушел и оставил деньги на столе. Мы одни в классе, никто не узнает, что это мы их взяли. Но это воровство, а меня учили вести себя правильно».

Все эти фразы стоит не только рассказать малышу, но и проиграть их в реальных ситуациях, чтобы он был готов к ним.

 

Шаг 7. Умение сказать «нет» и безопасность.

Объясните ребёнку, что слово «нет» увеличивает личную безопасность. Отказ – это не трусость. Иногда для отказа нужно больше храбрости, чем для согласия. Особенно если идешь на противостояние с большой группой людей. Отказ не сделает вашего ребёнка одиноким, ведь у него всегда будете вы, другие родственники и настоящие друзья, которые будут уважать его за то, что он имеет свое мнение.

 

 

Как отработать умение говорить «нет» на практике?

 

Упражнение «Зеркало».

Встаньте перед зеркалом или возьмите его в руки и попросите ребенка выполнить одно простое задание.

Что бы вы ни предлагали, ребенку нужно сохранять уверенную интонация, смотреть в прямо «в зеркало» и повторять слово «нет». По желанию, можно добавить хмурые брови.

Предлагайте ребенку что-то, что может быть веселым, но делать такое нельзя. Уговаривайте и давите. Просите и подлизывайтесь.

Примеры просьб:

- «Подари мне свою самую любимую игрушку». В ответ пообещайте что-то грандиозное. Понойте.

- «Давай возьмем у мамы в кошельке деньги и купим много-много конфет». Перечисляем любимые сладости, рассказываем, какими они будут вкусными. Как мама ничего не узнает.

- «А давай не будем делать домашку!»

- «Давай сбежим с уроков и никому не скажем!»

- «Давай будем бросать пакеты с водой с 15-го этажа!»

- «А покажи мне, что у тебя под трусами»

- «Давай залезем на крышу. А слабо пройти по бортику?»

Выбирайте те фразы, которые подходят по возрасту и добавляйте те, что соответствуют сложным для вашего ребенка ситуациям.

Упражнение «Глаза в глаза»

Сделайте то же самое, но на этот раз попросите ребенка смотреть вам в глаза.

Упражнение «Аргументы»

Теперь задача ребенка – чуть сложнее. Ему нужно объяснить, почему он не хочет делать то, что вы предлагаете.

Если ребенок испытывает ступор, подскажите ему и вместе с ним найдите лучший вариант ответа. Иногда это может быть аргумент в стиле «Потому что я так решил, и точка» - такой вариант тоже должен быть в арсенале у р

свернуть

Секстинг и онлайн-груминг

Секстинг – обмен фото интимного содержания. Онлайн-груминг - формирование доверительных отношений с ребенком с целью его сексуальной эксплуатации/сексуального насилия. В онлайн-груминге цель - получить интимные фото/видео ребенка для последующего шантажа и вымогательства у него денег/более интимных материалов или встреч.

 

Как защитить ребенка от опасности секстинга?

Шаг 1. Осознайте сами, в чем опасность секстинга:

 Зависимость от шантажа и риск принуждения к нежелательным действиям

 Подрыв самооценки, нервное истощение, страх и стыд, депрессивные и тревожные симптомы

 Подрыв репутации и риск буллинга или кибербуллинга – травли в сети

 Риск суицида. Если ребенок попадает в безвыходную ситуацию, мы знаем, как он может попробовать ее решить.

 

Шаг 2. Объясните ребенку, почему так делать нельзя:

 Исходная истина: все, что попадает в интернет, там и остается. Ваш ребенок должен это знать! «Однажды ты захочешь устроиться на работу или поделиться своими достижениями, а это информация может скомпрометировать тебя».

 Если кто-то увидит твои интимные фото, тебя могут шантажировать.

 Если кто-то увидит твои интимные фото, он может показать их кому-то еще. Даже если не захочет этого, кто-то может надавить на твоего друга.

 Во многих странах создание и распространение порнографического материала – уголовное преступление.

 

Шаг 3. Установите правила обмена сообщениями:

Мы не отправляем фото и видео людям, которых знаем только через сеть. Мы не отправляем личные фото, фото своей комнаты, интимное селфи никому и ни при каких обстоятельствах.

Чтобы понять, какое фото можно отправить, а какое нет, можно воспользоваться «тестом билборда» - отправлять только те фотографии, видеоролики или даже текст, которые готов увидеть на стенах своей школы.

 

Шаг 4. Обсудите с ребенком, как действовать, если его попросят отправить интимное селфи.

Напомните ребенку о том, как говорить «нет» - иногда можно делать это аргументированно, иногда нет. Обсудите ситуацию, если на ребенка продолжают давить, манипулировать и шантажировать. В таком случае, пусть обязательно рассказывает вам, чтобы посоветоваться, как вести себя. Еще один вариант – заблокировать аккаунт такого собеседника, прекратить с ним общение. Если это близкий друг и страшно сказать родителям, то хотя бы посоветоваться с кем-то из взрослых, кому ребенок доверяет.

 

Шаг 5. Используйте видео для обсуждения с ребенком

 Рус женский вариант https://youtu.be/fRELkyfHUdg

 Рус мужской вариант https://youtu.be/zq8nibiv9K8

 

Обязательно просмотрите видео сначала самостоятельно и определите, подходят ли они вашему ребенку!

 

 

Как действовать, если секстинг произошел. Информация для ребенка.

 Необходимо прекратить переписку

 Не отправлять фото или деньги

 Не встречаться с преступником в реальной жизни

 Сделать копию переписки

 Обратиться к доверенному взрослому (родные, учитель, школьный психолог, социальный педагог)

 Обратиться вместе в полицию.

 Если нужна помощь и тяжело рассказать взрослым, позвонить на детскую горячую линию.

 

 

Как действовать, если секстинг произошел. Информация для взрослых:

 Пожалуйста, не ругайте ребенка

 Постарайтесь не смотреть на интимные фото – это травмирует ребенка повторно

 Не удаляйте переписку, сделайте копии или скрины

 Обратитесь в полицию

 Если задействованы ученики класса, обратитесь к педагогам и админиистрации школы, чтобы остановить или предупредить буллинг.

 

 

свернуть

Как уберечь ребенка от насилия