Министерство образования Республики Беларусь
Отдел по образованию Брестского райисполкома
Государственное учреждение образования
"Средняя школа д. Тельмы-1 им. А.Т. Федорука"
Положение о классном руководителе класса государственного учреждения образования
«Средняя школа д. Тельмы-1»
Положение разработано на основании Кодекса Республики Беларусь об образовании, Положения об учреждении общего среднего образования, Устава учреждения образования.
Классный руководитель назначается приказом директора школы из числа учителей, работающих в этом классе.
Координацию деятельности классных руководителей осуществляет заместитель директора по воспитательной работе.
Классный руководитель отчитывается о результатах своей работы перед заместителем директора школы по воспитательной работе и директором школы.
В своей работе классный руководитель руководствуется законодательством в сфере образования, в сфере профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, положением о классном руководителе класса учреждения образования и другими нормативными правовыми актами, которые устанавливают и защищают права, интересы детей, молодежи и семьи, а также Уставом учреждения образования.
Классный руководитель в своей работе взаимодействует с руководителем учреждения образования, заместителями директора, педагогическими работниками, медицинским работником, СППС школы, а также с законными представителями обучающихся, с целью координации работы по формированию личности обучающихся своего класса.
Основными требованиями к работе классного руководителя являются профессиональная компетентность, личная готовность к осуществлению идеологической и воспитательной работы, гражданственность, высокая нравственная и политическая культура, ответственность и коммуникабельность.
Основными принципами работы классного руководителя являются личностно-ориентированный подход в воспитании, уважение личности обучающегося, приоритет прав и законных интересов обучающихся, педагогическая поддержка в социальном развитии, содействие саморазвитию и самореализации обучающихся, формирование их гражданской позиции, здорового образа жизни, развитие ученического самоуправления, доброжелательность в отношениях с обучающимися и их законными представителями.
Организационно-воспитательная работа, проводимая классным руководителем в классе, осуществляется за пределами времени, отводимого на проведение учебных занятий в соответствии с учебными планами. Приоритетными направлениями в воспитании являются идеологическое, гражданское и патриотическое, духовно-нравственное, поликультурное, экономическое, эстетическое, экологическое, трудовое и профессиональное, семейное и гендерное, воспитание культуры безопасности жизнедеятельности, психологической культуры, культуры здорового образа жизни, культуры быта и досуга.
Работа классного руководителя подчинена общим целям обучения, воспитания и развития личности учащихся и коллектива класса.
Классный руководитель планирует воспитательную работу с обучающимися с учетом специфики и особенностей класса на основе плана идеологической и воспитательной работы учреждения образования на учебный год. Планирование включает в себя разработку плана идеологической и воспитательной работы класса на четверть (полугодие) по направлениям воспитания обучающихся (согласно Концепции непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи).
Классному руководителю следует регулярно повышать свою квалификацию, постоянно совершенствовать профессиональное мастерство через изучение учебно-методической литературы, активное участие в учебно-методических объединениях, педагогических советах, совещаниях, семинарах, конференциях и других мероприятиях, публиковать свой опыт в СМИ, научно-методических изданиях, размещать на интернет-сайте школы.
Классный руководитель обязан:
2.1. изучать качество воспитания в классе; индивидуально-личностные особенности каждого обучающегося с целью совершенствования воспитательного процесса, формирования коллектива и проведения индивидуальной работы с каждым обучающимся;
2.2. осуществлять организацию воспитательного процесса в классе на основе планирования воспитательной и идеологической работы, общественно полезного труда, отдыха и оздоровления обучающихся во внеучебное время и каникулярный период, с учетом требований государственной политики в сфере образования, индивидуальных и возрастных особенностей обучающихся;
2.3. способствовать формированию сплоченного классного коллектива, основанного на принципах уважения и доброжелательного отношения к каждому обучающемуся, толерантного отношения к представителям других культур, национальностей, вероисповеданий; адаптации учащихся в учреждении образования;
2.4. проводить каждый четвертый четверг месяца день информирования для обучающихся VIII-XI классов в рамках реализации информационно-образовательного проекта «ШАГ» – «Школа Активного Гражданина» по тематике, которую определяет Министерство образования Республики Беларусь, а также информационные часы с целью формирования информационной культуры, своевременного ознакомления обучающихся с социально-экономической, общественно-политической и культурной жизнью страны по тематике, согласованной с заместителем руководителя учреждения образования, отвечающим за организацию идеологической и воспитательной работы, и утвержденной руководителем учреждения образования;
2.5. проводить классный час по запланированной тематике. По мере необходимости, но не реже одного раза в месяц рассматривать вопросы состояния дисциплины, результаты учебной деятельности обучающихся, их участия в культурной и общественной жизни класса;
2.6. проводить родительские собрания по мере необходимости, но не реже одного раза в четверть с заполнением протокола родительского собрания;
2.7. проверять дневники обучающихся 1 раз в неделю с выставлением всех отметок, заполнив количество пропущенных дней, в том числе по неуважительной причине;
2.8. оформлять личные дела обучающихся 2 раза в год: в начале учебного года и в конце;
2.9. проводить общешкольные воспитательные мероприятия в соответствии с годовым планом работы школы на учебный год
2.10. своевременно заполнять и вести документацию по классу, в том числе и по воспитательной работе (план воспитательной работы в классе, отчеты, характеристики, разработки воспитательных мероприятий и т.д.).
2.7. осуществлять контроль за состоянием успеваемости, учебной дисциплины и посещаемости учебных занятий обучающимися, способствовать созданию условий для успешной учебной деятельности обучающихся, в том числе и обучающихся на дому, укрепления дисциплины; постоянно информировать их законных представителей об успеваемости, случаях нарушений дисциплины и пропусков учебных занятий по неуважительным причинам с целью повышения ответственности законных представителей за результаты обучения и воспитания обучающихся;
2.8. изучать особенности семейного воспитания обучающихся; выявлять обучающихся, находящихся в социально опасном положении, способствовать раннему выявлению неблагополучия; принимать участие в проведении социальных расследований, изучении условий проживания и воспитания обучающихся; проводить работу по профилактике социального сиротства; поддержке несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
2.9. проводить работу по профилактике противоправного и зависимого поведения, образованию в области прав человека, правовой культуре обучающихся; принимать участие в реализации программ индивидуальной профилактической работы с обучающимися, комплексной реабилитации несовершеннолетних;
2.9. выявлять совместно с психологом на ранней стадии деструктивные психологические аспекты личности обучающихся, активно использовать в практической деятельности психологические знания, направленные на разрешение конфликтных ситуаций, создавать благоприятный психологический климат в детском коллективе;
2.10. оперативно предоставлять характеристику учащегося по запросу руководства учреждения образования;
2.10. способствовать созданию условий для развития творческих способностей обучающихся, включение их в различные виды социально значимой деятельности; содействовать их вторичной занятости, экономическому воспитанию; осуществлять педагогическую поддержку профессионального самоопределения несовершеннолетних;
2.11. оказывать педагогическую поддержку органам ученического самоуправления, первичным организациям общественных объединений «Белорусская республиканская пионерская организация», «Белорусский республиканский союз молодежи», другим детским и молодежным общественным объединениям, деятельность которых не противоречит законодательству Республики Беларусь;
2.12. организовывать в начале учебного года выборы актива класса, распределять поручения для обучающихся, координировать их деятельность;
2.12. развивать традиции учреждения образования, содействовать обеспечению соблюдения правил внутреннего распорядка, защиты прав и законных интересов обучающихся;
2.13. содействовать творческой, культурно-массовой и физкультурно-оздоровительной деятельности обучающихся, их участию в работе объединений по интересам;
2.14. способствовать созданию в классе, учреждении образования здоровьесберегающего пространства, сохранению и укреплению физического и психического здоровья обучающихся; соблюдать установленные требования по созданию безопасных условий для здоровья и жизни обучающихся;
2.15. проводить информационно-разъяснительную работу среди обучающихся и их законных представителей по безопасному и ответственному поведению в интернете и социальных сетях, проводить мониторинг социальных сетей обучающихся;
2.16. содействовать организации питания и медицинского обслуживания обучающихся в соответствии с установленными требованиями;
2.17. повышать квалификацию и постоянно совершенствовать свое профессиональное мастерство.
2.18. проводить инструктаж с учащимися по правилам безопасного поведения, а также инструктаж при проведении внеклассных и внешкольных мероприятий (экскурсии, походы, спортивные соревнования, вечера и т.д.) по правилам пожарной безопасности, дорожного движения, поведения на улице, воде и т.д., с обязательным оформлением протокола классного собрания учащихся;
2.19. своевременно отражать фактическое выполнение организационно-воспитательной работы в классном журнале.
2.20. участвовать в работе учебно-методического объединения классных руководителей учреждения образования, которое создается с целью оказания методической и практической помощи в организации и проведении идеологической и воспитательной работы, повышения профессионального мастерства, обобщения и распространения эффективного опыта работы классных руководителей.
Классный руководитель имеет право:
3.1. выбирать педагогически обоснованные формы, методы, пути и средства воспитательной деятельности в классе на основе требований государственной политики в сфере образования с учетом индивидуальных и возрастных особенностей, интересов, склонностей обучающихся;
3.2. вести педагогические наблюдения за обучающимися (в том числе и во время учебных занятий, экзаменов и иных мероприятий, проводимых в учреждении образования), изучать условия семейного воспитания;
3.3. вносить на рассмотрение руководителя учреждения образования, совета учреждения образования, педагогического совета и учебно-методического объединения классных руководителей предложения по совершенствованию образовательного процесса;
3.4. вносить предложения по поощрению обучающихся и их законных представителей, а также предложения по привлечению обучающихся к дисциплинарной ответственности за нарушение устава и правил внутреннего распорядка учреждения образования;
3.5. рекомендовать кандидатуры обучающихся в органы ученического самоуправления;
3.6. участвовать в обсуждении вопросов и принятии решений, касающихся жизнедеятельности обучающихся класса;
3.7. получать со стороны руководителя, его заместителей, структурных подразделений учреждения образования организационную, методическую помощь по вопросам воспитания; участвовать в семинарах, конференциях и иных мероприятиях по вопросам идеологической, воспитательной работы и государственной молодежной политики;
3.8. участвовать в проведении конкурсов педагогических работников учреждений образования, имеющих высокие достижения в воспитательной работе.
Обязательной документацией классного руководителя являются:
- классный журнал;
- личные дела учащихся;
- журнал классного руководителя, включающий в себя: план работы с классом на полугодие, анализ работы за прошедший учебный год, социально-педагогическая характеристика класса, информация о занятости учащихся (в дополнительном образовании, спортивных учреждениях и др.), циклограмма работы в шестой школьный день, протоколы родительских собраний, протоколы инструктажей по технике безопасности.
Функциональные обязанности
классного руководителя
ГУО «Средняя школа д. Тельмы-1»
1.1. изучать качество воспитания в классе; индивидуально-личностные особенности каждого обучающегося с целью совершенствования воспитательного процесса;
1.2. осуществлять в классе идеологическую и воспитательную работу на основе государственной идеологии с учетом индивидуальных и возрастных особенностей, склонностей, интересов и потребностей обучающихся, специфики учреждения образования и социокультурной среды;
1.3. проводить еженедельно информационные часы с целью своевременного ознакомления обучающихся с социально-экономической, общественно-политической и культурной жизнью страны;
1.4. проводить еженедельно классный час по запланированной тематике, а также не реже одного раза в месяц по вопросам дисциплинарной ответственности, результатам учебной деятельности обучающихся, участия в общественно полезном труде, культурной и общественной жизни класса и учреждения образования;
1.5. осуществлять контроль за состоянием успеваемости, учебной дисциплины и посещаемости учебных занятий обучающимися, постоянно информировать родителей (законных представителей) об успеваемости, случаях нарушений дисциплины и пропусков учебных занятий по неуважительным причинам с целью повышения ответственности родителей (законных представителей) за результаты обучения и воспитания обучающихся;
1.6. способствовать созданию условий для успешной учебной деятельности обучающихся, укрепления дисциплины в ходе образовательного процесса, развития умений и навыков самостоятельной учебной работы, адаптации в учреждении образования;
1.7. способствовать созданию в классе, учреждении образования здоровьесберегающего пространства, сохранению и укреплению физического и психического здоровья обучающихся;
1.8. совместно с социально педагогической и психологической службой учреждения изучать особенности семейного воспитания обучающихся, выявлять обучающихся, находящихся в социально опасном положении через изучение условий жизни и воспитания учащихся, принимать участие в проведении социальных расследований, проводить работу по профилактике семейного неблагополучия и социального сиротства, поддержке несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, правовому просвещению обучающихся, профилактике противоправного поведения;
1.9. оказывать педагогическую поддержку органам ученического самоуправления, первичным организациям общественных объединений «Белорусская республиканская пионерская организация», «Белорусский республиканский союз молодежи», другим детским и молодежным общественным объединениям, деятельность которых не противоречит законодательству Республики Беларусь;
1.10. развивать традиции учреждения образования, содействовать обеспечению соблюдения правил внутреннего распорядка, защиты прав и законных интересов обучающихся;
1.11. содействовать внеурочной занятости обучающихся, их творческой, культурно-массовой и физкультурно-оздоровительной деятельности, участию в работе объединений по интересам, деятельности органов ученического самоуправления;
1.12. осуществлять организацию воспитательного процесса в классе во внеучебное время, шестой школьный день и каникулярный период;
1.13. способствовать формированию сплоченного классного коллектива, основанного на принципах уважения и доброжелательного отношения к каждому обучающемуся независимо от материального положения и социального статуса его родителей;
1.14. содействовать организации питания и медицинского обслуживания обучающихся в соответствии с установленными требованиями;
1.15. соблюдать установленные требования по охране труда и созданию безопасных условий для здоровья и жизни обучающихся;
1.16. повышать квалификацию и постоянно совершенствовать свое профессиональное мастерство.
1.17. вести (заполнять) следующую документацию:
- классный журнал;
- личные дела учащихся;
- дневники учащихся (контроль ведения согласно требованиям);
- дневник классного руководителя (приложение 1).
2.1. выбирать педагогически обоснованные формы, методы, пути и средства воспитательной деятельности в классе и учебной группе на основе государственной идеологии с учетом индивидуальных и возрастных особенностей, интересов, склонностей и ценностных ориентаций обучающихся;
2.2. вести педагогические наблюдения за обучающимися (в том числе и во время учебных занятий, экзаменов и иных мероприятий, проводимых в учреждении образования), изучать условия семейного воспитания;
2.3. вносить на рассмотрение руководителя учреждения образования, совета учреждения образования, педагогического совета и учебно-методического объединения классных руководителей предложения по совершенствованию образовательного процесса;
2.4. вносить предложения по поощрению обучающихся и их законных представителей, а также предложения по привлечению обучающихся к дисциплинарной ответственности за нарушение устава и правил внутреннего распорядка учреждения образования;
2.5. рекомендовать кандидатуры обучающихся в органы ученического самоуправления;
2.6. участвовать в обсуждении вопросов и принятии решений, касающихся жизнедеятельности обучающихся класса и учебной группы;
2.7. получать со стороны руководителя, его заместителей, структурных подразделений учреждения образования организационную, методическую помощь по вопросам воспитания; участвовать в семинарах, конференциях и иных мероприятиях по вопросам идеологической, воспитательной работы и государственной молодежной политики;
2.8. участвовать в проведении конкурсов педагогических работников учреждений образования, имеющих высокие достижения в воспитательной работе.
Приложение 1
Форма заполнения дневника классного руководителя
7.1. занятость учащихся во внеурочное время (в школе, учреждениях дополнительного образования, учреждениях культуры и спорта);
7.2. учет занятости учащихся, в том числе в 6-ой школьный день;
7.3. учет занятости учащихся в каникулярное время;
7.4. работа с учащимися, состоящими на различных видах учета:
7.4.1. список учащихся состоящих на учете ИПР (если есть):
7.4.2. список несовершеннолетних, признанных находящимися в социально опасном положении (если есть);
8.1. состав родительского комитета (ФИО);
8.2. протоколы родительских собраний и материалы к ним.
План работы школьного учебно-методического объединения классных руководителей на 2022/2023 учебный год
«Классное руководство – это не обязанность,
это бесконечное творчество»
Тема ШУМО классных руководителей:
Формирование профессиональной компетентности педагогов, выполняющих обязанности классных руководителей в работе с учащимися, родителями, классным коллективом. Организация системной комплексной работы по сохранению и укреплению здоровья учащихся в классе
Цель:
Совершенствование форм и методов воспитания через повышение педагогического мастерства классных руководителей.
Задачи:
1.Оказание помощи классному руководителю в совершенствовании форм и методов организации воспитательной работы класса.
2.Формирование у классных руководителей теоретической и практической базы для моделирования системы воспитания в классе.
3.Усиление влияния школы на социализацию личности школьника, его адаптации к современным экономическим условиям, самоопределение в будущей профессии.
4.Организация условий здоровьесбережения для успешного обучения и воспитания учащихся.
5.Изучение и обобщение интересного опыта работы классного руководителя.
Предполагаемый результат:
Повышение методической культуры классных руководителей и, как следствие, повышение уровня воспитанности учащихся.
Руководитель МО классных руководителей:
Шпак Светлана Сергеевна,
учитель английского языка 1 категории,
классный руководитель 7 В класса
Темы заседаний
школьного учебно-методического объединения классных руководителей
Сентябрь – заседание 1
Тема: Особенности организации и планирования социальной, идеологической и воспитательной работы в 2021/2022 учебном году
Форма проведения: инструктивно-методическое совещание
Вопросы для обсуждения:
1.Задачи школы и актуальные направления воспитательной и идеологической работы в новом учебном году. Планирование воспитательной работы в классе.
Ответственный: заместитель директора по учебно-воспитательной работе Вальчук Н.В.
2.Изучение инструктивно-методического письма Министерства образования «Особенности организации воспитательной и идеологической работы в учреждениях общего среднего образования в 2021/2022 учебном году».
Ответственный: руководитель ШМО классных руководителей Шпак С.С.
Практикум:
1.Утверждение плана работы методического объединения классных руководителей на 2021/2022 учебный год.
Ноябрь– заседание 2
Время проведения: ноябрь
Тема: Системный подход в формировании активной гражданской позиции учащихся
Цель: определение путей и способов совершенствования работы по гражданскому и патриотическому воспитанию учащихся
Форма проведения: конференция идей
Вопросы для обсуждения:
Ответственный: классный руководитель
Ответственный: педагог-организатор:
Ответственный: руководитель ПВ, классные руководители
Ответственный: классный руководитель
Январь– заседание 3
Тема: Профессиональное самоопределение старшеклассников.
Цель: повышение психолого-педагогической компетентности классного руководителя при организации профориентационной работы с учащимися.
Форма проведения: семинар-практикум
Вопросы для обсуждения:
1.Система работы по профориентации учащихся.
Ответственный: классный руководитель 9 класса.
2.Проблема профессионального самоопределения личности.
Ответственный: классный руководитель 10 класса.
Практикум:
1.Открытый классный час по теме заседания методического объединения
Ответственный: классный руководитель 11 класса.
Апрель– заседание 4
Тема: организация работы по профилактике суицидального поведения обучающихся. Работа с детьми «группы риска»
Цель: повышение психолого-педагогической компетентности классного руководителя по профилактике суицидальных тенденций личности.
Форма проведения: семинар-практикум
Вопросы для обсуждения:
Ответственный: педагог социальный
2.Оптимизация межличностных отношений в школе как профилактика суицидальных намерений.
Ответственный: руководитель ШУМО классных руководителей.
Практикум:
Ответственный: педагог-психолог.
Май– заседание 5
Тема: Состояние эффективности воспитательной работы в школе. Мониторинг летней занятости учащихся
Форма проведения: творческий отчет
Вопросы для обсуждения:
1.Итоги работы МО классных руководителей за 2021/2022учебный год
Ответственный: руководитель ШУМО классных руководителей.
2.Планирование работы по организации летнего отдыха и эффективного оздоровления обучающихся в каникулярный период.
Ответственный: классный руководитель
3.Обсуждение перспективного планирования на 2022/2023 учебный год.
Ответственный: руководитель ШУМО классных руководителей.
Практикум:
1.Творческий отчёт классных руководителей.
Ответственный: классные руководители